Что лечат сказками

— А я-то всегда был уверен, что малыши — просто сказочные чудища, — увидел Единорог…

Губки Алисы дрогнули в ухмылке, и она произнесла:

- А понимаете, я всегда была уверена, что единороги — просто сказочные чудища! Я никогда не лицезрела живого единорога!

- Что ж, сейчас, когда мы узрели друг дружку, — произнес Единорог, — можем условиться: если ты будешь веровать в меня, я буду веровать в тебя!

Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье»

Алиса рассмеялась.

- Этого не может быть! — произнесла она. — Нельзя поверить в неосуществимое!

- Просто у тебя не достаточно опыта, — увидела Царица. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый денек! В другие деньки я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»

Рассказы (в особенности сказки) всегда были самым действенным методом общения с детками. По воззрению известного детского психолога Что вылечивают притчами 1Дорис Бретт, принципиально гласить на том языке, который понятен ребенку и на который он лучше отзывается, — на языке детской фантазии и воображения.

В неком королевстве, в неком государстве

Легенды, сказки и легенды передавались из поколения в поколение в протяжении веков и отыскали свое отражение в культурах различных народов. Чудесные сказки хранят внутри себя древнейшие архетипические образы и мудрость протцов, обычным языком описывая философские трудности осмысления мира. Изучая чудесные сказки, психотерапевт Бруно Беттельхейм подчеркивал их важную роль, так как они помогают детям преодолевать тревогу и управляться с внутренними чувственными конфликтами.

В притчах противопоставляется добро и зло, щедрость и алчность, смелость и боязливость, милосердие и беспощадность, упорство и малодушие. Они говорят ребенку о том, что мир устроен совершенно не просто: в нем есть несправедливость и зависть, что ужас, горе и отчаяние – такая же часть нашей жизни, как смелость, удовлетворенность и надежда. Но самое главное – сказки молвят о том, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безнадежным, если он не изменяет своим принципам, хотя его ожидают тесты и искушения, он, в конце концов, непременно одолеет.

Анализируя сказки, мы ищем актуальные уроки, смыслы и послания. В сюжете магической сказки содержится принципиальная информация о развитии личности, превратностях судьбы, испытаниях и методах их преодоления. Исследователи выделяют семь главных шагов в развитии сюжета магических сказок:

1. Рождение героя и жизнь в отчем доме. На этом шаге мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто предки героя и каковы дела меж ними.

2. Расставание с родным домом добровольческое либо принужденное; выслать в путь героя побуждают или происшествия и ситуация, или насущная внутренняя потребность, желание.

3. Выбор собственного пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с будущими сказочными ассистентами. Обычно, главный герой выбирает самый тяжелый путь, но конкретно он оказывается правильным. Следуя по избранной дороге, герой встречается с различными созданиями, нуждающимися в его помощи. Каждое доброе дело помогает отыскать герою новых друзей и помощников (как ты относишься к Миру, так и он к для тебя). Они возникают в тяжелый момент, когда герой не может совладать с неувязкой в одиночку.

4. Борьба со злом и победа, после которой герой меняется внутренне, приобретая новые способности и опыт.

5. Возвращение домой. Трудности в пути. На этом шаге герой сталкивается с задачками, решать которые он должен уже с позиции обретенного им опыта, с внедрением способностей магических предметов.

6. Прибытие домой. Часто герой сталкивается с завистью и проходит дополнительные тесты.

7. Свадьба и наследование королевства, коронация. Внутренние положительные свойства героя, его потенциал раскрыт и он получает новый соц статус: становится супругом и правящим монархом, приобретая мудрость и ответственность.

Слушая сказочные истории, малыши невольно находят в их сходство со собственной своей жизнью, чувствуют надежду. Они стремятся пользоваться примером положительного героя, чтоб совладать со своими ужасами и трудностями, «победить зло». Потому чтение перед сном может стать для родителей неплохой возможностью сделать доверительные дела с ребенком, выяснить, что его тревожит, какие принципиальные действия произошли за денек либо даже примириться, если ранее произошла ссора.

Время от времени взрослый, желая поддержать малыша, посодействовать ему в трудной ситуации, не может отыскать для этого подходящих слов, не знает, как можно дать осознать ребенку, что он не одинок. В этой ситуации на помощь приходит притча, когда родитель совместно с ребенком погружается в мир фантазии и волшебства. В сказочном мире вероятны самые неописуемые сочетания событий и героев. Фантазия – язык общения для малышей, который мы, взрослые, начинаем, к огорчению, с течением времени забывать.

Да в ней намек

Многие практические психологи употребляют сказкотерапию не только лишь в работе с детками, да и с взрослыми. Круг психических заморочек, с которыми помогает совладать способ сказкотерапии, широкий и многообразен: возрастные кризисы и травмы, конфликты в детско-родительских отношениях, ревность и соперничество, трудности общения со сверстниками, трудности в детском саду либо школе, преодоление страхов и тревог, брутальное поведение и злоба, работа с эмоциями вины, стыда и обиды, увеличение самооценки и убежденности внутри себя. И еще огромное количество других.

Через сказку психологу легче установить чувственный контакт с ребенком. Она так же служит средством диагностики через метафору и образы психических проблем клиента. В работе с детками учитывается нрав поведения во время чтения сказки, предстоящее обсуждение рисунка по притче, избранного сюжета – все это может дать информацию об животрепещущем состоянии малыша. Притча является основой для предстоящей психотерапевтической работы. Рассказывание сказок позволяет в метафорической форме предоставить ребенку разные варианты преодоления актуальных проблем и разрешения конфликтов.

В личном консультировании взрослых сказочные истории употребляются на различных шагах: на стадии установления контакта с клиентом, на стадии формулирования начального запроса либо на стадии ориентировки в проблемной ситуации.

А кто слушал – молодец!

Наверняка, многие предки желали бы выяснить, как можно применить чудесные сказки «в домашних условиях». Самый обычный и естественный метод – это рассказывание либо чтение сказочных историй вслух. Даже если ребенок уже научился читать сам, принципиально, чтоб это делали вы. Тогда вы вступаете в конкретный чувственный и доверительный контакт с ребенком, вроде бы одобряя своим присутствием содержание сказки и поощряя малыша к предстоящему совместному дискуссии услышанного. Многие малыши получают много наслаждения от чтения матерью либо отцом сказок вслух.

Читая ребенку историю, принципиально следить, как изменяется его эмоциональное состояние и поза тела, когда он слушает вас. Если неспокойный обычно ребенок застыл – это гласит об актуальности темы сказки. Если размеренный ребенок начинает крутиться – означает, или тема не значима, или притча по форме пока еще трудна для его осознания. Возможно окажется и так, что темы, затронутые в притче, болезненны для малыша и остро переживаются им, потому упоминание о их даже в сказочном контексте приводит к отторжению. Также будет наблюдаться телесное напряжение, конфигурации дыхания и мимики при упоминании либо разговоре с ребенком на тему, связанную с травмирующей ситуацией.

В процессе чтения либо рассказывания истории можно просить малыша высказывать свое мировоззрение по поводу развития сказочных событий. Может быть, он что-то захотит принципиальное для него добавить либо поменять в сказочном сюжете либо действиях героев.

Окончив чтение, нужно обсудить сказку, поделившись своими идеями и эмоциями. Но помните, что вы не должны оценивать либо осуждать эмоции и выражения малыша, так как нет правильных либо не правильных ответов, так же, как и сказок. Принципиально уметь слушать малыша, равномерно предоставляя ему инициативу ведения диалога. Идеальнее всего, если он сам будет задавать вам вопросы, а вы будете от всей души на их отвечать.

Но не стоит «затягивать» обсуждение. Ребенок может утомиться, так как чувственная активность такового рода для него сложна либо сама тема отбирает сильно много сил и энергии. Если ребенок не захотит ничего гласить, — не заставляйте его, чтоб не сформировать омерзение к схожим совместным занятиям. Попытайтесь возвратиться к притче и дискуссии через некое время.

Когда обсуждение закончиться, можно попросить малыша нарисовать набросок, иллюстрирующий сказку, либо вылепить понравившихся ему персонажей. Отлично было бы, чтоб вы вровень с ребенком приняли роль в лепке либо рисовании, создав что-то свое. По-прошествии какого-то времени, предметом обсуждения либо игры может стать уже сам набросок — вылепленная фигура. Содержание рисунка может вам почти все поведать о реакции малыша на сказку, потому что, вероятнее всего, он изберет тему более чувственно значимую для него.

Может быть, вас изумит, что ребенок сделал набросок не совершенно верно «иллюстрирующий» сказку. Это естественно, так как он выделяет более важные моменты и заносит коррективы в саму сказку, а так же выражает свое отношение к сюжету.

Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!

Самым увлекательным шагом работы со сказкой может стать драматизация либо разыгрывание сказочной истории. Тогда у малыша возникает возможность прожить сказку не только лишь на чувственном, да и на телесном уровне. Условьтесь с ребенком, кто и кого будет играть, пораздавайте роли, придумайте костюмчики и грим, найдите обычный реквизит, используя домашние предметы. Лучше, чтоб выбор принадлежал самому ребенку. Если подразумевается огромное количество персонажей, то вы сможете пригласить друзей либо родственников, взять на себя дополнительные роли (обозначайте, что «теперь я такой-то персонаж») либо перевоплотить обыденные стулья и подушки в недостающих героев (их можно озвучивать совместно с ребенком). Потом принципиально выстроить сказочное место: диванчик будет кораблем, а голубая ткань на полу – морем и т.д. Так же можно придумать обряд вхождения в роль, «превращения», к примеру, пролезть через обруч, взмахнуть магической палочкой либо позвонить в колокольчик. Тот же обряд применяется в конце, чтоб снять роль: «Ты больше не ужасный Бармалей, а Ваня!».

Сейчас можно начинать. Серьезное следование тексту сказки совершенно не непременно, тут принципиальна импровизация. Ненадобные для сюжета элементы можно опускать, сам текст сокращать, при всем этом акцентируя внимание на главных моментах. Если в притче для малыша главное – чувство обиды, нужно, чтоб ситуация обиды вышла точной и броской и не затерялась в общем сюжете. Попытайтесь следовать за ребенком, выполняя его режиссерские указания и подсказки. Тогда вне сомнения, ни одни принципиальный момент не будет упущен. Ваша задачка – быть самими собой, играя и получая наслаждение. Если вы будете ненавязчиво и мягко предлагать ребенку подобные сказочные инсценировки, то через какое-то время они станут приятными и важными событиями вашей домашней жизни.

Не считая того, можно самим придумывать сказки совместно с детками, исходя из настроения, потребностей и чувственных проблем малыша на нынешний момент. Чтоб развить творческую активность, вам подходят разные куколки и фигуры (к примеру, коллекция киндер-игрушек), бытовые предметы (их можно по очереди доставать из «волшебного» мешочка и выдумывать истории на подобии известного сказочника Г. Х. Андерсена), природные материалы (глина, палочки и шишки, камешки и ракушки, песок), краски и пластилин.

Для тренировки воображения и творческого мышления, также для детских праздничков, отлично использовать специально приготовленные сказочные задачки «открытого» типа решения: «Что можно сделать, чтоб рассмешить Несмеяну-царевну?»; «В одной сказочной стране есть Пламенная река. Ничто живое не вырастает у ее берегов. Как можно пройти пламенную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?». Задачку, обычно, задает какое-либо сказочное существо, в которого перевоплощается ведущий либо куколка. Сказочная задачка служит испытанием, выдержав которое, малыши попадают в Сказочную страну, где их ожидают последующие приключения. Ситуация не обязана иметь одного-единственного «правильного» ответа, который известен только ведущему. Образы, герои и действия сказочной задачки должны быть увлекательны и близки ребенку. Ситуация также может содержать внутри себя животрепещущую для малыша делему (к примеру, преодоление сказочным героем ужаса и нерешительности). Когда задачка решена, можно вознаградить малеханьких сказочников маленькими подарочками-сюрпризами, конфетами либо наклейками.

Таким макаром, существует огромное количество методов работы со сказочными историями, и мы разглядели только некие из их. А какие сказки вы обожали в детстве? И какие сказки обожают ваши малыши?

Шутова Дарья, детский психолог, сказкотерапевт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>