Если ранее малыша учили читать в школе, то сегодняшние правила стали более жесткими: первоклассник уже должен уметь читать! Большая часть школ даже не воспримет малыша в 1-й класс, если он «не обучен грамоте». При этом далековато не в каждом детском саду малышей учат буковкам, все находится в зависимости от программки, по которой работает дошкольное учреждение. Так что очень нередко родителям приходится учить малышей чтению без помощи других. И здесь же появляется огромное количество вопросов: по какой методике учить чтению (их ведь настолько не мало), в каком возрасте начать обучение чтению и т.д., и т.д….
Подходящий возраст для чтения
В этом вопросе спешка не нужна. Естественно, можно осознать родителей, которые гордятся 2-летним гением, свободно читающим Пушкина. Но возможности строго персональны. Не надо «гнаться» за отпрыском либо дочерью друзей, пристально наблюдайте за своим малышом, чтоб осознать, что ребенок готов обучаться чтению.
Как это найти? Вот главные признаки, по которым можно осознать, что пришла пора обучаться читать:
— ребенок гласит целыми предложениями и может составить настоящий, связный рассказ о каком-либо событии, пересказать содержание кинофильма либо книжки;
— у малыша развит фонематический слух, другими словами он верно слышит и распознает звуки. Как проверить фонематический слух? К примеру, предложите ребенку повторить за вами слоги (ка-га, за-са, та-да и пр.), потом усложните задачку и добавьте еще один-два слога (са-за-са, жа-за-жа, ца-ча-ца…). Смотрите, чтоб ребенок точно произносил звуки. Другое упражнение — подобрать рисунки с изображением предметов, в заглавиях которых различается только один звук (шапка-лапка, миска-мишка, лак-рак и т.д.), ребенок должен верно произносить наименования предметов на картинах;
— малышу не требуется помощь врача-логопеда, он верно произносит все звуки;
— ребенок ориентируется в пространстве, не путает слова «лево» и «право», «низ» и «верх» и т.д.
Если ребенок совладевает со всеми заданиями и его уровень развития соответствует перечисленным аспектам, можно смело начинать занятия. «Среднестатистический» ребенок способен научиться читать в пятилетнем возрасте.
Какую методику обучения чтению избрать?
Перечислим главные современные методики:
— чтение целыми словами — методика Глена Домана, основанная на зрительной памяти;
— чтение слогами — методика Н. Зайцева: ребенок заучивает и читает слоги;
— звуко-буквенный способ: малыша учат слышать звуки в слове, а позже соотносить их с знаками;
— чтение сложением букв — так учили большая часть из нас, поначалу учим наименования букв, а позже складываем их совместно. Помните: «эм» и «а» — будет «ма»?
Обучаться читать, играя
Есть и еще одна игровая методика обучения чтению.
Спецы говорят, что это самый легкий метод обучить малыша читать, к тому же он под силу родителям безо всякого педагогического образования.
Сперва учите с ребенком гласные буковкы. В кириллице их всего 10, потому процесс будет недолгим. Сделайте буковкы «говорящими»: подготовьте 10 схожих кружков бумаги поперечником 10 см и на каждом красноватым фломастером напишите одну из гласных букв. Развесьте кружочки по квартире и учите гласные совместно с ребенком, требуйте его произносить звук, когда проходите мимо кружочка. Меняйте кружочки местами, пока ребенок не запомнит каждую буковку.
Требуйте малыша отыскать знакомые буковкы в других местах: в книжке, на дисплее телека либо мониторе компьютера, на маркетинговых щитах и вывесках магазинов и т.д.. Превратите поиск знакомых букв в развеселую игру.
Таким макаром гласные буковкы мы выучили, перебегаем к согласным. Начинать лучше по одной буковке и заучивать недлинные слова. Начнем с головного слова — «мама». Первой из согласных выучим буковку «м». Придумайте, на что похожа буковка, чтоб ребенок ее лучше запомнил (половинка бантика, качели и др.). Можно сделать для буковкы таковой же кружочек и составлять из буковкы «м» и гласных мелкие слова (мы, ам, му и т.д.). Читайте сами и требуйте читать малыша. Чем больше читаете, тем лучше усвоится материал.
Равномерно вводите новые согласные, когда их станет 2 либо 3, можно составлять более сложные слова (сом, сок, коса, ком и т.д.). На этом шаге стоит приобрести магнитную азбуку. Вы изумитесь, как стремительно ребенок будет запоминать новые буковкы.
Схожая методика подойдет для большинства малышей. Она удачно решает главную делему — отсутствие энтузиазма у малыша. Все занятия построены в игровой форме, потому малышу будет любопытно обучаться читать.
Другая нередко встречающаяся неувязка — нежелание малыша обучаться читать. Заставлять ни при каких обстоятельствах нельзя, такое учение преобразуется не в наслаждение, а в мучение. Постарайтесь отыскать какие-то стимулы для малыша, больше читайте ребенку вслух, останавливаясь на самом увлекательном месте, требуйте прочитать какие-то вывески либо надписи, «забыв», что он не умеет читать и т.д.
3-я неувязка — неорганизованность самих родителей. Если вы все-же решили начать занятия с ребенком, нельзя останавливаться на полпути. Нерегулярные занятия не дадут результата, потому в таком случае их лучше не начинать.
Читайте также:
Матери делятся опытом: с какого возраста учить читать
Обучение чтению: методика Марии Монтессори
Обучение чтению: методика Лены Бахтиной
Обучение чтению: методика Евгения Чаплыгина
Обучение чтению: методика «Складушки» Вячеслава Воскобовича