К поступлению в 1-ый класс ребенок должен уметь читать, как минимум, по слогам.
Когда же лучше знакомить малыша с знаками, звуками и словами? Об этом мы спросили у мам на веб-сайте, а потом попросили проанализировать ответы нашего психолога Анну Безингер.
Выбирая момент для начала обучения чтению, принципиально держать в голове, припоминает Анна Безингер, что девиз «чем ранее, тем лучше» здесь не годится. Начать учить с опережением даже ужаснее, чем с запозданием. Учить буковкы и заставлять повторять слова до того, как мозг к этому готов не просто никчемно, да и вредоносно.
Дело в том, что различные участки мозга созревают у малыша в определенные моменты его развития, и конкретно из этого нужно исходить. С рождения и до 2-ух лет у малыша интенсивно формируются центры восприятия и воспроизводства устной речи. За письменную речь – чтение и письмо – отвечают совершенно другие зоны мозга, и развиваются они уже еще позднее. Потому, в ситуации, когда предки начинают заблаговременно их провоцировать, демонстрируя малышу кубики Зайцева, карточки Домана либо другие пособия по обучению чтению, мозгу приходится перераспределять свои усилия. Таким макаром, центры восприятия устной речи остаются пассивными.
Вот поэтому до этого, чем познакомить малыша с чтением, принципиально, чтоб ребенок уже отлично гласил (словарный припас, предложения), и у него был развит фонематический слух (чтоб он различал каждый звук в слове). Все это происходит не ранее 3-х лет, а то и позднее. И в это время еще как бы нет речи фактически о чтении, быстрее о соединении звуков меж собой. По воззрению психолога Анны Безингер, учить буковкы с года не имеет никакого смысла, потому что буковка на самом деле собственной – знак звука, а в настолько ранешном возрасте – это просто картина, имеющая заглавие.
Комменты и представления мам на тему возраста, когда можно начинать учить малыша чтению, можно условно поделить на четыре позиции.
Спешить ни к чему
Матери придерживаются представления, что ребенок сам должен заинтересоваться чтением, а ранее 5-6 лет это не происходит. Лучше ранее возраста уделить внимание способностям слушать и гласить. А для их развития нужно побольше и чаще читать ребенку книжки вслух.
25.09.2012
Roza 1974
Мои малыши по слогам вслух научились в 6 лет, а всеполноценно, извлекая смысл в 7. Сходу после 7 (где то после 7.5) беглое чтение с энтузиазмом. 8 летка моя ухитрилась на даче прочесть за денька 3 «Тоня Глиммердал» Марии Парр. Эту книжку приобрели не ей, а ее старшей 12 летней сестре. Я лично удостоверилась, что очень преждевременное чтение не надо, в ранешном возрасте нужно привыкать слушать: рассказы в семье, аудиокниги, семейное чтение и тд. И в ранешном возрасте, после 3-х, если есть возможность ходить на детские спектакли (30 минут). Я пришла к убеждению: научиться слушать, а потом слушать длительно — это очень принципиально и намного важнее ранешнего чтения. Это в дальнейшем залог усидчивости, и концентрации внимания так нужной в школе. А уже последующий шаг — это чтение.
25.09.2012
Schwan
Я в теории была сторонницей ранешнего обучения чтению.Буковкы у меня ребенок выучил довольно стремительно,но когда мы с ним попробовали читать — это был ужас.Позже мы оставили это занятие,т.к. переезд в другую страну,2-ой язык и др.»трудности перевода».Решила,что и так очень большая нагрузка для малыша.И вот когда поближе к 5 годам мы опять взялись за обучение чтению,то оказалось,что буковкы пришлось учить поновой.
В общем,выводы мои не оригинальны — отталкиваться нужно от малыша и его личных особенностей.Если не может ребенок сам стремительно и просто с энтузиазмом!!! победить азбуку в 3 года,то и не нужно его очень истязать, а самому с ним ЧИТАТЬ,ЧИТАТЬ и ЧИТАТЬ вслух!!! А вот поближе к 6 годами в принципе уже каждый ребенок может малость и сам натужиться.Главное последовательность и верно подобранная методика,которая подходила бы ребенку и не противоречила предстоящей системе обучения в школе
25.09.2012
ЛенаШ
нет, меня не изумила))
у нас на данный момент в солидные школы собеседование, малышей берут с 6 лет, у нас это собеседование было в 5,5. И в каждой школе просили прочитать малость и пересказать либо ответить на вопросы.
Мы буковкы выучили рано, а вот техника чтения нарабатывалась длительно и тяжело. Вот только на данный момент уже хорошо читает, около 100 слов за минуту. У нас же еще мы говорим на рус, а в школе укр, читаем и так и так. Вообще чтение далось нам муторно и тяжело. Вот сейчас работаем над тем чтобы заинтриговать чтением. Но за уроками и танцами нам и некогда художку почитать(
Есть дети которым дается проще. Матери произнесут, вот мы особо и не усердствовали, ребенок дозрел, начал и пошел для себя читать. А у нас с подругой детям это дело вдруг тяжело далось. Я учила-учила, подруга особо не напрягала малыша. Мы таки акклиматизировались с принятыми нормами. А у подруги девченка на год старше, 4й класс, 60 слов за минуту и трудности и по читанню, и по др т.к. чтобы нормально обучаться нужно нормально читать.
вообще я за то чтобы обучить хоть малость к школе читать. У нас уже в школах с этим не парятся. В 1-ые же недели задавали в конце букваря читать и пересказывать короткие биографии Шевченко да Леси Украинки и пр. я была рада что подготовила малыша.
04.10.2012
zmeja
отпрыск прогуливался в логопедический сад, буковкы в саду начали учить когда ему было 5 лет. читать начали учить в 6.5 лет (занимался с соседкой — преподавателем исходных классов), но смысл прочитанного стал осознавать поближе к первому классу, тогда же научился писать печатными знаками. я не считаю что нужно учить малыша читать ранее 6 лет, если у малыша есть энтузиазм то да, а если он к этому не проявляет энтузиазм то не нужно заставлять. То что отпрыск начал читать исключительно в 7 лет на учебе никак не отразилось и читать ему нравится. читает много и достаточно стремительно.
Все советы от мам
Принципиально подтолкнуть
Позиция мам ординарна: заставлять не надо, но попробовать заинтриговать – даже очень стоит. Для этого подходит хоть какой возраст – и месяц, и полгода. Дайте малышу возможность поизучать очертания букв, разглядеть слова, слушать звуки. Если ему это неинтересно, не стоит настаивать, означает, знакомство лучше отложить на более поздний срок.
25.09.2012
marion
Согласна со Светой (Шван). Идти от малыша, и никак по другому.
Старший всегда обожал рассматривать книги. Вот мы и рассматривали азбуку, с полугода, а в 18 месяцев знали все буковкы. Позже поиграли с карточками, с написанными словами, запоминая слова полностью. Позже повесили на стенку таблицу слогов. И в 3,5 года он уже читал. Ярко выраженный визуал).
Средняя дочка, напротив, не обожала никаких азбук, мы с ней читали только детские стихи — она их сходу запоминала и с наслаждением повторяла. К 3 годам буковкы все таки запомнили. Но сложить их, написанных рядом, было непосильной задачей: все, что написано на бумаге, не оказывало на нее никакого воздействия). Пошли через слух. Обучила на слух делить слово на слоги, а слоги на отдельные звуки, и, напротив, соединять в слово. Посодействовала школа ранешнего развития, где с ними снова прошли все звуки. В свои 5,5 она уже может прочитать несколько слов по слогам. Но еще больше любит слушать мое чтение. Так что, думаю, с ней будет случай, описанный Розой в первом комменты.
06.10.2012
мама-четверых
Я в этот пост, как с луны свалилась. Все дети так рано стали читать. Я ни с одним так не парилась и с младшей не стану. Всему свое время. малыши сами тянутся к познанию — природное любопытство никто не отменял.торопить малыша не стану и подгонять тоже.
Старшая из дочек научилась читать исключительно в 6 лет, не любопытно ей это было ранее, а младшая с 2-х всех доставала «букаФки утить», к 4-м начала понемногу читать.
Старшая на данный момент отличница, а младшая может и троек нахватать.
Небольшую я торопить не стану. Коврик-азбука висит, она в него играет, но цель конкретно обучить, скажем к 3-м, 4-м не ставлю. Пусть все идет своим методом, только бы здоровая росла.
18.10.2012
Sevilen
Мы с отпрыском наверняка с месяца начали читать — точнее я читала — а он слушал и рассматривал. К 6 месяцам у него была свои библиотека. Позже мы приобрели различные азбуки, букварики, кубики, магнитную доску и буковкы, компьютер детский с карточками. Раз в день мы читали и ведали, учили и игрались. Итог — отпрыску 5 лет и буковкы он знает только собственного имени — может сложить его, буковкы имени матери и папы, бабушки и еще некие буковкы, которые нравятся ему. Кстати с исследованием заглавий букв нам посодействовал Букварик-Смешариков. С речью у словарным припасом у нас все отлично — он запоминает стихи в 8-12 строчек, гласит очень хорошо и сложными предложениями. Но вот читать, ложить буковкы — ни в какую. Зато отлично считает, складывает, вычитает.
Я (по рассказам матери) — выучила все буковкы в 2 года, и быстро читала уже в 3-4.
Думаю, как настанет время — он сам все выучит.
Все советы от мам
Не учить, а играть
Чтение – это не принуждение, чтение – это игра. Существует масса разных развивающих систем и пособий: магнитные буковкы, кубики с азбукой, азбука-пазл, складовые кубики Зайцева, интерактивные электрические озвученные плакаты с азбукой и др. Если воспользоваться ими с целью игры, то полностью можно получить хороший результат – ребенок усвоит сущность чтения и начнет ложить слоги. Если результата нет, означает еще не время для малыша знакомиться с азбукой. Пробуйте, играйтесь, развивайте!
25.09.2012
Roza 1974
Поначалу мы учили звуки, а наименования букв мы выучили намного позднее, фактически когда начали читать.
Я считаю, что чтение, это как развлечение, как поглядеть мультик либо кинофильм, как поиграть, другими словами получить наслаждение, а понимание и внедрение его как инструмента обучения придет намного позднее.
29.09.2012
Нагастя
Мы начали учить малышей сразу: у их разница в год и девять месяцев, отпрыску тогда было 5, а дочери уже четыре исполнилось — прошедшим летом, то бишь. Занимались по букварю Н.С. Жуковой. По мне — нормально вышло: и малыши к школе подготовились (отпрыск в этом году в 1-ый класс пошел, а дочь скоро идет на подготовишки), и ранее времени не дергали их.
01.10.2012
Анна_1978
Мой принцип — давать по потребностям — если ребенок желает, то пусть обучается. Против воли не заставляю.
Дочка сама выучила все буковкы за две недели в 3,5 года. Я очень простудилась и практически «лежала пластом». Чтоб ей не было скучновато, включила передачи «Хрюша и Степашка учат российский язык». Там на каждую буковку отдельное 15-минутное занятие, песенки, загадки, поделка — задействованы все сферы восприятия. Плюс у нас с 2х лет висела электрическая азбука — с знаками и картинами, режимами игры, исследования и проверки. Позже с год мы обучались ложить буковкы в слоги и слова, при этом тоже по ее инициативе — подходила и просила написать ей слова из 2-3 букв, старалась читать. Скоро обнаружилось, что она читает вывески в гипермаркете (молоко, мясо и т.п. с ординарными словами). На данный момент ей практически 6, читает около 60 слов за минуту, очень расстраивается, что не достаточно (я оговорилась, что у меня в нулевом классе было 114). Сама книжки читает изредка — братику книжку-малышку либо если я попрошу мне прочесть абзац-другой, задание на выходные из сада либо мою переписку в аське через мое плечо
. Больше любит слушать, у их с отцом традиция, пока я малыша укладываю, они читают перед сном. Уже 6 томов «Изумрудного городка» прочли, «Царство кривых зеркал», на данный момент за «Питера Пена» взялись.
22.10.2012
Tecna
я старшую учила читать. в 2г выучили буковкы, к 3м научились читать слоги. дальше слова. вешала ей на стенку табличку (сама написала), как у зайцева со слогами на «б» и «к». другие и делать не пришлось, недели 2 перед сном их почитали, и она сообразила, что и с другими знаками так же.
на данный момент в 6 классе, только не так давно начала читать художественную лит-ру (но только не то, что рекомендуют в школе, из принципа))) в библиотеку так и бегает))
а младшая буковкы еще не все знает (ей 2г3м), но книжки любит. плакат у нее висит звуковой со слогами, пока выучила «ма», «ба», «ня». но по-моему только по расположению на таблице))
Все советы от мам
Пусть малыш сам решит
Подталкивай либо нет, играйся в азбуку либо нет, но результата не будет до определенного возраста. И это – период от 5 до 6 лет. Спешить ни к чему, ребенок сам в определенный момент заинтересуется знаками и словами и захотит научиться читать. Такового представления придерживаются некие матери и, по-своему, они тоже правы. К 5-6 годам ребенок уже освоил речь, а означает, ему уже проще освоить и последующий навык – чтение.
25.09.2012
Aleksa7
Моя дочка научилась читать в 3.5. С 4.5 читает «про себя» и вслух со скоростью взрослого (ну может какие-то новые, сложные слова вызывают легкую задержку.) Буковкы она знает наверное лет с 2 (весь алфавит). Мы никогда не учили ее звукам, и я переживала что это может затруднить обучение чтению. Наверное подфартило. Она совсем не сложно научилась читать. При этом книжки типа «читаем по слогам» затрудняли процесс…цельные слова оказались легче. На данный момент чтение — любимое занятие. Ну а мы стараемся обеспечить бесперебойное снабжение литературой. )))
Мы живем в США. Читать (также как и гласить) на британском я ее не учила специально..ограничились алфавитом. В этом году она пошла в школу (5.5 лет)…обучение чтению начинается с исследования звуков. Я решила предоставить звуки школе, а сама даю ей читать легкие книжки и по ходу поправляю некорректно прочитанные слова. Пока выходит хорошо. Я думаю, что навык чтения на российском очень помогает ей в британском.
26.09.2012
миска
Я бы говорила всё, что любопытно. Старший в 4,5 года не осознавал звуки и чтение. Позже пришло осознание в 5-6 лет, позанимались ещё и с педагогами в «нулёвке» — читает. Пробовать можно и рано, главное относится как к возрасту «когда ребёнок сам пошёл», «когда ребёнок заговорил»….
27.09.2012
@Elen@
Я не считаю, что малыша в 3 года необходимо учить читать. Лучше пусть слушает и запоминает стихи. Если есть энтузиазм, то можно учить звуки. Когда выучит звуки, можно читать слога и т.д.. Но если ребенку в 3 года это не любопытно либо дается с трудом, то лучше не заставлять. Считаю, что ребенок идя в 1-ый класс должен уметь читать, пусть не быстро, но понятно. Но не стоит забывать, что с малыша дошкольника не следует перегружать чтением, счетом и иным, потому что их эмоциональное и психическое состояние может значительно пострадать от лишних нагрузок
04.10.2012
Ashatan_Natasha
Мы вообщем звуки раздельно не учили. Отпрыску поближе к 3 годам стали увлекательны буковкы и мы их все выучили, тогда же он сам стал воспроизводить на бумаге печатные буковкы. Стали ложить слоги, но когда ему было кое-где 3 года и пару месяцев вдруг заявил, что до 5 лет обучаться читать не будет. Мы посмеялись, и все на этом. Но, когда в 4 года я предложила почитать испытать, то он заявил, что он насчет 5 лет предупреждал. Я опешила, что он это помнит, да и не задумывалась приставать к ребенку, тем паче, что он буковкы повсевременно повторял сам. После 5летия (через некоторое количество дней) сам расслабленно сел и стал составлять слоги. Правда, предпочитал, чтоб ему читали вслух, но читать в 5,5 уже умел нормально. И исключительно в 8,5 у нас проявилась любовь к чтению, т.е. это закончило восприниматься только как необходимость, а стало интересным занятием.
Все советы от мам
Неважно какая из позиций имеет право на свое существование. Главное, придерживаться принципиального правила – в обучении новенькому навыку отталкиваться от желания и интересов самого малыша, ощущать его и слышать.