Патронаж новорожденных – это программка наблюдения малышей в течение первого месяца жизни. Педиатр и медсестра районной детской больницы приходят к малышу домой.
Патронаж проводится безвозмездно, посреди всех без исключения новорожденных, по адресу фактического проживания, независимо от прописки и наличия мед полиса.
После выписки из роддома, сведения о ребенке передаются в детскую больницу. Если малыш появился на свет дома, либо в другом городке, мать сама должна сказать о его рождении в детскую больницу по месту собственного проживания.
1-ый патронажный визит приходится на один из первых 3-х дней после выписки из роддома. Если малыш – первенец, родился ранее либо позднее срока, у него имеются какие-то прирожденные заболевания либо он состоит в группе риска по развитию каких-либо заморочек, другими словами нуждается в срочном патронаже, педиатр осматривает его конкретно в денек выписки.
В 1-ые 10 дней жизни малыша педиатр либо патронажная сестра должны приходить раз в день. Последующие визиты приходятся на 14 и 21 денек жизни новорожденного.
Обычно, патронаж проводит участковый врач-педиатр, который и далее будет следить малыша, либо патронажная сестра. В выходные и торжественные деньки может придти дежурный доктор детской больницы.
Во время первого визита доктор:
- знакомится с родителями и критериями жизни малыша;
- узнает, как проходила беременность (не было ли токсикоза, не лежала ли мать на сохранении); как протекали роды (они были естественными либо малыш родился методом кесарево сечения, были ли отягощения); как себя ощущал малыш (сходу после рождения, оценка по шкале Апгар и во время пребывания в роддоме),- эти сведения содержатся в обменной карте , которую мать получает при выписке из роддома и передает врачу-педиатру;
- составляет родословную малыша: собирает информацию о состоянии здоровья его родителей и других близких родственников (братьев, сестер, бабушек и дедушек),- это делается для того, чтоб найти риск появления у малыша наследных болезней;
- пристально осматривает новорожденного: его кожу (цвет – нет ли бедности либо желтухи, наличие гнойничков, опрелостей либо потницы); голову (форма, наличие гематом, состояние родничков); глаза (симметричность, реакция на свет), уши (размещение, степень развития), зев (строение твердого и мягенького неба); грудную клеточку (симметричность, форма); животик (форма, симметричность); половые органы (форма, степень развития); ноги и руки (положение, движения);
- оценивает позу новорожденного, мышечный тонус , движения в суставах рук и ног, инспектирует его рефлексы , ощупывает голову, животик, слушает сердечко и легкие;
- осматривает и обрабатывает пупочную ранку новорожденного, учит маму уходу за пупком малыша;
- осматривает грудь матери, следит, как мать кормит малыша; дает практические советы по грудному вскармливанию, ведает о том, каким должен быть рацион кормящей матери и почему ей так принципиально чаще отдыхать;
- ведает о гигиеническом уходе за новорожденным: о том, как его купать, умывать, подмывать , чистить носик и ушки, также о распорядке денька малеханького, его закаливании , прогулках и развитии малыша в 1-ый месяц жизни;
- докладывает маме телефоны детской больницы и службы неотложной помощи; договаривается о времени последующего патронажа.
При втором и следующих визитах врач-педиатр либо патронажная сестра опять пристально осматривает новорожденного, оценивает, верно ли он развивается, отлично ли добавляет в весе, как идет заживление пупочной ранки; дискуссирует с матерью вероятные трудности подрастающего малыша (срыгивание, колики, молочница), отвечает на возникшие вопросы, указывает некие обыкновенные приемы массажа и гимнастики, проводит беседу о профилактике рахита .
После того, как малышу исполнится месяц, мать сама приходит с ним в больницу.