В прошлых номерах мы гласили о том, что должен уметь ребенок к середине третьего года жизни
и как развивать его познания, умения и способности. В качестве итога предлагаем вашему вниманию таблицу,
которая поможет оценить успехи вашего малыша.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца, доцент, канд. психол. наук
Ведущие полосы развития
Познавательное
развитие
Игра
Соц
развитие
Речевое
развитие
Эстетическое развитие
Моторное
развитие
Воспитание культурно-гигиенических способностей
ИЗО
Музыка
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание. Развитие действий с предметами. Конструирование
Сюжетно-ролевая
игра
Познавательное развитие
в процессе общения
Ознакомление с
окружающим.
Развитие речи
Рисование.
Лепка
Прослушивание
музыки.
Пение. Танец
Развитие
главных движений
Способности в быту
1. Ориентируется в неких больших геометрических формах: шар, куб, призма (крыша), параллепипед (кирпичик). Подбирает их по эталону и просьбе взрослого.
2. Подбирает по эталону различные предметы 4 цветов (красноватый, голубий, желтоватый, зеленоватый).
3. Подбирает к эталону предметы 1-го цвета, но разной формы.
4. Соотносит большие геометрические фигуры с их контуром (абрисом), прикладывая большие геометрические фигуры к подходящим по формам отверстиям.
5. Ориентируется в плоскостных геометрических фигурах: подбирает круг, квадрат, треугольник к такому же эталону («Найди таковой же круг, квадрат» и пр.)
6. Собирает игрушки-вкладыши из 3—4 деталей в сочетании «большой –гораздо меньше —маленький» — матрешки, мисочки, цветные колпачки и т.п. (по заказу взрослого).
7. Умеет действовать с предметами более широкой номенклатуры в согласовании с их многофункциональным предназначением (посудой: способен отыскать огромную, среднюю и небольшую чашечки и т.д.; одежкой: способен подобрать варежки однообразные по цвету и фактуре, и т.д.), некими предметами домашнего обихода, к примеру, мыло, полотенце, расческа.
8. При выполнении дидактического задания способен ориентироваться сразу на 2 признака: цвет и форму (красноватый шар и т.п.), величину и форму (небольшой шар и т.п.), величину и цвет (небольшой красноватый шар и т.п.).
9. Верно подбирает пазлы, мозаику, разрезные рисунки и пр. к легкому эталону (рисунку) при помощи взрослого.
10. В действиях с предметами предугадает конечный результат, стремиться достигнуть результата. К примеру, верно собрать пирамидку либо башенку, соответственно расположив ее части.
11. Делает несложное конструирование из кубиков (строит башню, поезд, скамеечку, столик, стульчик, диванчик и т.п.). Без помощи других делает сюжеты строй игр, используя соразмерные игрушки (фигуры людей и животных и др.).
12. Способен при высочайшей заинтригованности делать игровые задания до 12—15 минут.
1. Может копировать деяния близких, пока не принимая на себя роль. К примеру, копировать деяния, движения, слова матери (кормит куколку, укладывает ее спать и др.), но матерью себя не именует («Как мама»).
2. В игре подражает взрослым собственного пола: девченка — маме, бабушке; мальчишка — отцу, дедушке.
3. В игре действует поочередно, выполняя цепь логически взаимосвязанных действий. К примеру: кормит куколку, укладывает спать, одевает ее на прогулку и т.п., без показа либо по предложению взрослого, либо без помощи других.
4. Употребляет в игре предметы-заместители, к примеру: кормит куколку палочкой, поит из крышечки и т.п.
5. Способен играть не только лишь рядом, не мешая другому ребенку, да и начинает играть вдвоем со сверстником.
6. Может включиться в игру, подражая действиям другого малыша.
7. Просит от взрослых (матери, папы, бабушки и др.) партнерского роли в совместных играх.
8. По предложению взрослых с наслаждением включает предметы- заместители в игры («руль» — крышка, «вожжи» — ленты, «шлем» — дюралевая плоская мисочка и т.п.).
9. Обнаруживает элементы экспериментирования в игре (опускает предмет в воду, спускает машинки с горки: какая уедет далее и т.п.).
10. Интенсивно врубается в подвижные игры со взрослым: «прятки», «катание мяча» и др.
1. Испытывает потребность в разговоре со взрослыми, ждя роли, внимания и помощи в совместных действиях и играх. Выделяет взрослых, уделяющих повышенное внимание познавательному развитию малыша (рассказывание, чтение, совместные наблюдения и т.п.).
2. Замечает огорчение и недовольство взрослых. Осознает, если сделал
некий проступок. Может испытывать чувство стыда и раскаяния, если в семье уделяют внимание нравственно-этическому воспитанию.
3. Переживает, если возлюбленный взрослый не доволен ребенком и отказывает ему в разговоре (я так обиделся, что не желаю с тобой играть).
4. Начинает проявлять энтузиазм к совместным играм с детками, их действиям с игрушками. Получает наслаждение от партнерских игр с ровесниками.
5. Может испытывать особенное чувство симпатии к кому-то из малышей (другу либо подруге).
6. Чувства выражает мимикой, тоном голоса; начинает выражать словами свои чувственные чувства («больно», «боюсь», «смеюсь» и т.п.).
7. Подражает действиям, мимике, голосовым интонациям близких взрослых.
8. Чувственно соболезнует близкому человеку, если лицезреет, что его кто-то огорчил, оскорбил (встает на его сторону и защиту).
9. Продолжает беспокоиться при уходе матери, но стремительно успокаивается. Верно реагирует на слово «надо», «нужно».
10. С наслаждением делает поручения взрослых, состоящих из одного-двух действий. К примеру: возьми в коридоре тапочки и отнеси их бабушке.
11. Испытывает определенные чувства к персонажам возлюбленных сказок. К примеру: «одна лиса была бессовестная, а другая хорошая» (сказки «Кот, лиса и петух», «Снегурушка и лиса»).
12. Переживает, огорчается, если появляются беды при выполнении каких-то заданий либо поручений.
13. Радуется, если имеется положительная оценка со стороны взрослого.
14. Имеет устойчивую чувственную память на не плохое либо нехорошее, если попадает в знакомые места либо бывшие в жизни ситуации.
15. Ребенок стремиться к самостоятельности, гласит и показывает «Я сам!».
Ознакомление с окружающим
1. Способен сконцентрированно следить. Проявляется относительная устойчивость внимания(может длительно следить за каким-либо явлением, к примеру, как воробьи клюют хлебную корку).
2. Имеет уже довольно полные познания о людях, животном и растительном мирах, явлениях публичной жизни и др. Может о их высказываться, составляя предложения из 2—3 слов.
3. Особенный энтузиазм вызывает информация о людях, их поступках, эмоциях и переживаниях.
4. По аналогии с человеком принимает повадки животных, наделяя их теми же чертами (лиса — хитрецкая, зайчик— трусишка, волк —злой и т.д.).
5. Запоминает поступки персонажей и героев знакомых потешек, песенок, сказок. Способен поведать об их действиях, поступках, давая им оценку.
Развитие речи
Пассивная речь:
1.По аннотации взрослого выяснит и верно указывает предметы и их части на картинах, т.е. соотносит изображение и реальный предмет.
2. В понимаемой речи имеет значимый припас слов, относящихся к существительным собирательного значения: «мебель», «игрушки», «одежда», «посуда», «животные» и др.
3. Чувственно реагирует на песенки и потешки («Петушок-петушок», «Пошел котик на торжок» и др.).
Активная речь:
1. Ребенок имеет достаточный активный словарь (именует предметы и их части, деяния и свойства предметов: машина — у машины есть руль, машина едет, она большая и т.п.).
2. Именует себя не только лишь по имени, да и в купе с местоимением «Я», к примеру, «Я – Рома (имя малыша). Я желаю играть» и т.п.
3. Строит и употребляет предложения из 3-х и поболее слов. Задает вопросы: «Кто?», «Где?», «Куда?». Просто подражает незнакомым словам.(т.е пробует их произносить)
4. Отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» Знает имена близких взрослых, знакомых малышей.
5. Разговаривает со
сверстниками во время игр.
6. Осознает рассказ без показа картинок и иллюстраций к его содержанию.
Рисование
1. Отрисовывают каракули как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом либо красками, зависимо от движения руки; начинает давать им наименования.
2. Отлично держит в руке карандаш. Чертит кривую линию. Пробует проводить кистью прямую и замкнутую полосы.
3. Относится к рисунку как к результату собственной работы.
Л е п к а
1. Умеет воспользоваться глиной (пластилином); лепит на клеенке либо доске.
2. Знает приемы лепки: раскатывание комочков в ладонях радиальными либо прямыми движениями; сплющивание и пр.
Прослушивание
1. Вслушивается в музыку. Проявляет энтузиазм к слушанию не только лишь песен, исполняемых взрослым, да и отдельных пьес изобразительного нрава (к примеру, пьесы П. И. Чайковского «Времена года»).
2. Различает размеренные и радостные мелодии. По различному на их откликается. Осознает о чем в их поется.
3. Различает звучание разных инструментов. К примеру: дудочки, колокольчика, барабана.
4. Различает звуки, различные по высоте (кошка и котенок и т.п.).
Пение
1. Слушает пение взрослого, понимая содержание песни без дополнительных пояснений.
2. Подпевает окончания музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен.
3. Подпевает повторяющиеся в песне фразы, подстраиваясь к интонациям голоса взрослого.
Музыкально-ритмические движения
1. Передает ритм ходьбы и бега, двигаясь под музыку.
2. Отмечает хлопками тихое и звучное звучание.
3. Передает игровые ситуации двигательного нрава (скакание на лошадке, езда на поезде, прятки).
4. Делает танцевальные движения (хлопки, притопывания, повороты кистей рук и т.п.).
1.Умеет держать данное направление: отлично двигается за взрослым, меняет направление. Останавливается либо продолжает ходьбу по сигналу. Отлично прогуливается на носочках, как мышка.
1. Без помощи других одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
2. С наслаждением учавствует в подвижных играх с бегом: убегая от взрослого либо за ним.
2. Пользуется носовым платком (по напоминанию).
3. Отлично бегает в различных направлениях. Может бегать безпрерывно в течение 40 секунд.
3. Умеет воспользоваться расческой.
4. Прыгает на 2-ух ногах на месте либо продвигаясь вперед, изображая кролика, воробушка либо мячик.
4. В присутствии взрослого чистит зубы.
5. Может подскочить на 2-ух ногах, с целью достать какую-либо вещь, предмет, к примеру, колокольчик, ленточку, игрушку и т.п.
5. Замечает неряшливость в одежке, стремится поправить внешний облик (попросить взрослого поменять рубаху, носовой платок и пр.).
6. Умеет перепрыгивать через веревочку либо препятствия шириной от 10 до 30 см.
6. Без помощи других моет лицо и руки (с маленький помощью взрослого).
7. Делает подлезание под препятствие высотой 40 см.
7. Кладет свои вещи на место, убирает игрушки, смотрит за порядком собственного игрушечного хозяйства (при помощи взрослого).
8. Умеет кидать мяч 2-мя руками из-за головы.
8. Держит под контролем свои физиологические потребности. Соблюдает способности опрятности при использовании туалетом (с маленький помощью взрослого).
9. Умеет кидать малые мячи (шары) вдаль и в горизонтальную цель (корзину) с расстояния 80 см.
9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детками.
10. Ловить мяч 2-мя руками. Перекидывать мяч через препятствия.
11. Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.
№06, 2006
Другие статьи этого создателя
Любовь Павлова:
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 4-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц десятый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 5-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 6-ой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц седьмой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц восьмой
Мы растем! все о развитии малыша: месяц одиннадцатый
Мы растем! Все о развитие малыша: месяц девятый
Мы растем! все о развитии малыша: месяц двенадцатый
Мы растем! Все о развитии малыша: триумф первого года
Мы растем! развитие малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3-х месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от года и 3мес. до года и 6 мес
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2-ух лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет
Характеристики развития малыша 2-ух лет
Фольклорная педагогика
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 до 3 лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Игры-занятия для малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мы растем! Ознакомление с окружающим малышей от 2,5 до 3,5 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мелкие исследователи