В прошлом номере мы начали разговор о микропериоде второго полугодия жизни малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Сейчас предлагаем вашему вниманию задачки воспитания малыша этого возраста, которые посодействуют вам верно сориентироваться в развитии его познаний, умений и способностей.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство»
им. А.В. Запорожца, доцент, канд. психол. наук
Ведущие полосы развития
Познавательное развитие
Игра
Соц развитие
Речевое развитие
Эстетическое развитие
Моторное развитие
Воспитание культурно-гигиенических способностей
ИЗО
Музыка
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание. Развитие действий с предметами.
Конструирование
Сюжетно-ролевая
игра
Познавательное развитие в процессе общения
Ознакомление с
окружающим.
Развитие речи
Рисование.
Лепка
Прослушивание музыки.
Пение. Танец
Развитие
главных
движений
Способности в быту
Деяния с предметами
1. Учить малышей более узким дифференцированным действиям с предметами и дидактическими игрушками, равномерно переходя от проб к подготовительным мысленным действиям:
а) планировать поиск и методы заслуги цели;
б) предсказывать итог дидактической игры.
2. Составлять пирамидки различных цветов (красноватого, зеленоватого, голубого, желтоватого) из 3-х поочередно уменьшающихся деталей.
3. Закреплять осознание слов: «маленький»—«побольше»—«большой», соответственных подбору деталей по принципу их роста.
4. Собирать пирамидку по принципу обычного чередования 2-ух деталей (по цвету, форме либо величине).
5. Уметь составлять разные по цвету и форме башенки из 2—3 геометрических форм-вкладышей.
6. Делать задания на обычное чередование предметов, деталей (цветные колпачки, пирамидки, башенки и т.п.).
7. Поощрять деяния с предметами при ориентации на 2—3 характеристики сразу. К примеру: «Дай мне кубик большой, синий» либо «Дай мне шарик красноватый, маленький».
8. Учить действовать по представлению (собирать пирамидку по рисунку) либо по аннотации (указаниям взрослого).
9. Проводить игры-занятия с игрушками, имитирующими орудия труда: заколачивание молоточком втулок в верстачок, сбор каталок при помощи особых винтов и др.
Конструирование
1. Продолжать учить конструированию из строительного материала (кубики) и больших деталей конструкторов (типа «Лего»).
2. Конструирование из бумаги.
Показать ребенку 1-ые методы работы с бумагой – сминание и разрывание. В смятой бумаге посодействовать узреть «образ». К примеру: птичка, цыпленок, колобок и т.п.
3. Показать, как можно конструировать из природных материалов: «ежи» — из сосновых шишек, «олень» — пластилин и веточки винограда и т.п.
1. Продолжать развивать сюжетно-отобразительные игры, обогащая жизнь малыша новыми впечатлениями.
2. Поощрять находчивость, поисковую игровую деятельность, развивающую воображение и умение войти в образ.
3. Использовать моменты осознания ребенком значения слов и предметов как важную предпосылку формирования ролевого поведения.
4. Провоцировать поведение игровых сюжетов, которые можно воплотить в игре с другим ребенком в качестве напарника.
5. Поощрять внедрение предметов-заместителей в игре.
6. Учить благожелательно относиться к игре сверстников.
7. Развивать положительные отношения малыша в игре со сверстниками.
8. Учить подбирать при помощи взрослого игрушки для собственных игр.
9. Поддерживать возникшее ролевое поведение в игре, привнося нужные девайсы, делающие самовыражение малыша более выразительным и весомым (шлем — для летчика, матросская бескозырка —для мореплавателя, белоснежный колпачок —для доктора и т.п.)
10. Заполнять смысловое содержание игры, отражающее сюжеты общественного общения и жизни людей (поездка на транспорте, перелет на самолете, посещение зоосада, приглашение друзей в гости и т.п.).
1. Сформировывать у малыша простые варианты ролевого поведения: вдохновлять действовать в согласовании с определенной ролью («мама», «шофер», «врач»).
2. Подражать в игре маме, отцу, братишке, бабушке и др. Осознавать и оценивать (хорошо-плохо) поступки персонажей потешек, сказок, песенок. К примеру: Кисенька-Мурысенька-жадная, Петушок-смелый, Зайка-трусишка и пр.
3. Содействовать пониманию ребенком собственного «Я». Учить гласить о для себя не в 3-ем лице, а в первом – «Я рисую», «Я иду», «Я гуляю» и пр.
4. По наружным признакам (одежке, прическе, собственному имени и др.) различать свою половую принадлежность: «Я – мальчик»; «Я – девочка».
5. Поддерживать общую высшую самооценку малыша. Она должна быть ярко чувственно окрашена и связана со рвением малыша быть неплохим, послушливым, хорошим и избегать отрицательных оценок в адресок малыша (гласить: не ты нехороший, а ты сделал плохо!).
6. Учить замечать эмоциональное состояние другого человека.
7. Вдохновлять проявлять внимание к людям: пожалей другого человека – взрослого либо сверстника, если он обижен, огорчен, расстроен.
8. Поддерживать каждое проявление ребенком благожелательности и сострадания.
9. Поощрять деяния, содействующие появлению обоюдной симпатии.
10. Учить осознавать, что от поведения малыша зависит эмоциональное благополучие и настроение окружающих – малышей и взрослых.
11. Сформировывать социальную культуру поведения. Заложить базы активного торможения, умения себя сдерживать, проявлять волевые свойства.
1. Продолжать воспитывать в ребенке человечные чувства: благожелательное и бережное отношение ко всему живому.
2. Знакомить с явлениями публичной жизни и некими профессиями (по результату их труда): доктор вылечил хворого, шофер привез на машине людей, груз, парикмахер сделал стрижку и т.п. Уметь говорить о профессии в нескольких предложениях (по картинке, иллюстрации). Говорить о собственном общении с людьми неких профессий.
3. Расширять и уточнять познания малыша о человеке, его отношение к окружающему миру (животным, растениям), о потребностях (в доме, тепле, одежке, предметах мебели, посуде и пр.), об общении и содействии.
4. Расширять представления малыша о «больших» и «маленьких» (взрослых и детях).
5. Закрепить познания малыша о домашних питомцев. Познакомить с животными и их детенышами. Знать, как именуются эти детеныши (котенок, щенок, жеребенок, теленок и др.)
Дать обобщенное осознание слова «мама», относящееся не только лишь к маме самого малыша, да и к другим мамам. К примеру: матери есть у всех людей и животных (у теленочка мать – коровка, у жеребеночка – лошадь, у поросенка – свинка, у котенка – кошка и т.п.).
Использовать произведения художественной литературы и фольклора для углубления представлений о человеке и животных.
Развитие речи
1. Продолжать развивать речевое общение.
Обращаться к мемуарам о том, что было в недалеком прошедшем (внеситуативный диалог о том, что на этот момент отсутствует в поле зрения).
2. Поддерживать рвение малыша интенсивно врубаться в общение всеми доступными (речевыми и неречевыми) средствами.
3. Обогащать словарь малыша наименованиями профессий (доктор, шофер, воспитатель и др.), заглавий растений, товаров питания, одежки, мебели, домашних питомцев и их детенышей, игрушек, заглавий частей и деталей предметов. К примеру: колеса, кузов машины, ленты, помпон шапочки и т.п.
4. Улучшать грамматическую культуру речи. Учить в процессе речевого общения изменять слова по числам, падежам, временам. Учить строить сложноподчиненные предложения (к примеру: пора спать, потому что уже поздно), строить рассказ из 3-4 предложений. Употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ; глаголов совершенного и неидеального вида (делать, сделать) и др.
5. Упражнять в правильном произношении гласных и согласных.
6. Учить запоминать и говорить потешки, маленькие стихотворения.
Рисование
1. Подводить малыша к изображению простых предметов округленной формы, учить замечать выразительность линий, сочетания мазков («травка», «солнышко ярко светит» и т.д.).
2. Помогать осваивать технические способности в рисовании: промывать кисть, аккуратненько брать краску, верно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, отрисовывать на всем пространстве листа.
3. Учить созданию простых композиций из мазков и пятен, штрихов, линий, форм.
4. Соединять набросок малыша с аппликацией, с целью обогащения содержания и средств выразительности.
5. Поддерживать активное желание к сотворчеству со взрослым.
6. Соединять план рисунка с произведениямиз российского поэтического фольклора.
7. Воспитывать энтузиазм к результату изобразительной деятельности.
Лепка
Учить малыша делать углубление пальцем на поверхности формы при лепке чашечки; отыскивать сходство с предметами; соединять части при лепке (башенка, матрешка и др.).
Аппликация
Учить приемам наклеивания (на картоне либо плотной бумаге) готовых форм; поддерживать создание ассоциативных образов. К примеру: «Зайчик с морковкой», «Белочка с орешком».
Прослушивание музыки
1. Давать слушать произведения, как сделанные композиторами специально для малеханьких малышей, так и традиционную музыку.
2. Предлагать слушать знакомые мелодии, звучащие на различных музыкальных инструментах в ансамбле, что обогащает слуховой опыт малыша, воскрешает энтузиазм и внимание к звучанию.
Пение
1. Активизировать узнавание знакомых песен по музыкальному сопровождению (проигрыш, вступление и т.п.).
2. Узнавать мелодии песен, исполняемых на других инструментах (гармонике, триоли, металлофоне, детских синтезаторах).
3. Поощрять подпевание взрослому.
4. Запоминать слова песни, даже если малыш не прекрасно произносит звуки.
5. Выбирать песни с понятным и увлекательным содержанием.
6. Учить впору начинать и заканчивать пение, петь без напряжения, естественным голосом.
Танец
Учить малыша делать в пляске:
- хлопки в ладоши;
- одновременное притопывание ногой;
- «пружинку» (мягкое полуприседание) на 2-ух ногах;
- бег на носочках;
- притопывание каблучком;
- поочередное выбрасывание вперед то левой, то правой ножки;
- кружение на месте, на носочках;
- «пружинку» с поворотом корпуса на лево – на право.
Движения рук
Учить малыша делать движения руками зависимо от рисунка танца:
- на поясе;
- «фонарики» (кручение ладонями вперед –вспять, руки разведены, ладошки ввысь) и др.
Продолжать улучшать двигательную активность малыша и его физическое развитие.
Ходьба
1. Учить малыша более четкой ориентировке в окружающем пространстве: уметь огибать препятствия, перебегать по сигналу от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе.
2. Учить малыша ходить в колонне «змейкой» либо прямо за взрослым. Ходить на носочках, на пяточках, изображать какого-нибудь персонажа (мышку, мишку, кролика и т.п.).
Бег
1. Продолжать улучшать бег: пробегать меж линиями (20-25 см) не наступая на их; бегать безпрерывно в течение 30-40 секунд, пробегать медлительно до 80 м.
2. Проводить с ребенком подвижные игры: «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль» и др.
Прыжки
1. Учить малыша перепрыгивать через веревку, положенную на пол (землю); через две параллельные полосы (от 10 до 30 см).
2. Учить прыгать на 2-ух ногах.
3. Проводить подвижные игры: «Пробеги и подпрыгни», «Зайка беленький сидит» и др.
Ползание
1. Учить подлезать под препятствие высотой 30—40 см. Влезать на лесенку-стремянку.
2. Проводить игры: «Не наступи на линию», «Проползи в воротики».
Бросание и ловля
1. Учить малыша кидать мяч 2-мя руками взрослому.
Учить ловить мяч.
2. Учить кидать мяч в горизонтальную цель (с расстояния 1 м) 2-мя руками, попеременно правой и левой рукою.
3. Проводить игры: «Лови мяч», «Попади в корзину», «Целься вернее» (метание в горизонтальную цель: не высочайшая коробка, корзина. хула-хуб) и др.
1. Вдохновлять малыша без помощи других одеваться. Оказывать помощь исключительно в том, что ребенок не может выполнить сам.
2. Учить без помощи других раздеваться и, в определенном порядке, ложить свою одежку перед сном.
3. Припоминать место хранения собственных вещей и убирать их на место.
4. Учить без помощи других умывать лицо и руки. Воспользоваться полотенцем, вешать его на место.
5. Уделять свое внимание на внешний облик малыша, прививая способности опрятности и умение смотреть за собственной одежкой.
6. Учить культуре поведения за столом: воспользоваться салфеткой, верно употреблять предметы чайной и столовой посуды, есть аккуратненько.
7. Пристально относиться к формированию способностей культуры общения людей: благодарить за помощь либо услугу; здороваться при встрече; при расставании гласить «до свидания».
8. Почтительно относиться к старшим: подать упавшую вещь, посодействовать бабушке отыскать очки либо принести дедушке тапочки, посодействовать сестре полить цветочки, покормить котенка и т.п.
Делать посильные легкие поручения взрослых, которые состоят из 2-3 действий. К примеру: «Подойти к шкафу, открой и возьми ленточку» и т.п.
9. Сформировать у малыша навык самостоятельности использования туалетом, умение регулировать свои физиологические потребности.
Короткое пояснение к подвижным играм
«Поезд». Мать и ребенок имитируют поезд: движения колес, подражание гудку паровоза; можно использовать знакомую песенку.
«Самолеты». Мать и ребенок изображают самолеты (руки в стороны), перед «взлетом» производится имитация пропеллера: радиальные движения руками перед грудью со звуком «р-р-р».
«Солнышко и дождик». Мать и ребенок договариваются о том, что «гулять» можно, когда нет «дождя». Условно «дождь» — звенящий колокольчик, хлопки в ладоши, звук металлофона. При слове «солнышко», ребенок «гуляет», при звуке колокольчика – «дождя» — скрывается под зонт, в укрытие.
«Воробушки и автомобиль». Ребенок изображает птичку: клюет зернышки, машет крыльями, крутит головкой, летает. Мать изображает машину. «Воробушек» улетает от двигающегося «автомобиля».
«Пробеги и подпрыгни». Ребенок подпрыгивает и ударяет по висячему колокольчику либо снимает висячую ленточку.
«Зайка беленький сидит». Игра с текстом: Зайка беленький посиживает и ушами шевелит (вот так, вот так). Зайке холодно посиживать, нужно лапочки погреть (вот так, вот так). Зайка желает поплясать, нужно зайке поиграть (вот так, вот так). Любая строка сопровождается имитационными движениями со словами «вот так, вот так».
№10, 2006
Другие статьи этого создателя
Любовь Павлова:
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 4-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц десятый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 5-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 6-ой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц седьмой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц восьмой
Мы растем! все о развитии малыша: месяц одиннадцатый
Мы растем! Все о развитие малыша: месяц девятый
Мы растем! все о развитии малыша: месяц двенадцатый
Мы растем! Все о развитии малыша: триумф первого года
Мы растем! развитие малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3-х месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от года и 3мес. до года и 6 мес
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2-ух лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет
Характеристики развития малыша 2-ух лет
Фольклорная педагогика
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 до 3 лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Характеристики развития малыша 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Игры-занятия для малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мы растем! Ознакомление с окружающим малышей от 2,5 до 3,5 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мелкие исследователи