В прошлых номерах мы гласили о том, что должен уметь ребенок к концу 2-го года жизни и как развивать его познания, умения и способности. В качестве типичного итога предлагаем вашему вниманию таблицу, при помощи которой можно составить для себя представление обо всех принципиальных направлениях детского развития, обмыслить свою роль в этом процессе и оценить успехи малыша.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, к. псих. н.
Ведущие полосы развития
Познавательное
развитие
Соц развитие
Речевое развитие
Моторное развитие
Воспитание культурно-гигиенических способностей
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Сюжетно – отобразительная игра
Эмоциональное воспитание в процессе общения
Ознакомление с окружающим. Развитие речи
Развитие главных движений
Способности в быту
Делает усложняющиеся дидактические задания на подбор, соотнесение и группировку предметов (игрушек):
анализ (раскладывание на части);
синтез (соединение частей в системе намеченной цели);
сопоставление (по форме, цвету, величине и др. признакам);
обобщение (по выделенным признакам).
1. Собирает без помощи других двухместные дидактические игрушки: небольшую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вносит в огромную.
При помощи взрослого и при конкретном его участии собирает трехместные игрушки.
2. Подбирает надлежащие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. С помощью взрослого — из 3 деталей.
3. Подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной).
4. При помощи взрослого раскладывает предметы по убыванию либо возрастанию величины. Осознает слова «побольше» и «гораздо меньше».
5. Без помощи других собирает пирамидку из 2—3 колец контрастных размеров.
При помощи взрослого — из 4-5 колец разной величины.
6. Делает «поручения» взрослого по подбору предметов того либо другого цвета (поначалу взрослый указывает подходящий цвет).
7. Делает задания по ориентировке на 2 характеристики сразу: цвет и величину (большой и небольшой красноватые шарики), форму и цвет (красноватые шарики и кубик). При всем этом употребляются дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.
8. В игре с картинами и дидактическими игрушками делает задания на ориентировку посреди более 4 предметов 4 цветов (красноватый, желтоватый, голубий и зеленоватый), выбирает один из 2 предметов, запоминает наименования и повторяет за взрослыми.
9. При помощи взрослого «выстраивает» в практических действиях с предметами и игрушками систему «большой-поменьше-маленький».
Осознает и фактически устанавливает величинное соотношение «гораздо меньше» и «побольше».
Игры с предметами-орудиями
1. Без помощи других вылавливает из воды (бассейна, ванны либо таза) сачком понравившуюся игрушку.
2. Возит за веревочку (за собой) игрушки на колесиках: телегу, машинку, платформу с кубиками и пр.
3. Забивает молоточком втулки в «верстачок», в песок.
4. Умеет играть с песком. Без помощи других делает «куличики», используя различные формочки и совочек.
Строй игры
1. Делает (по требованию взрослого) огромное количество зданий для сюжетов развернутого содержания. К примеру, комната для матрешки («стол», «стульчик», «кровать», «диванчик») либо домик для петуха с заборчиком и т.п.
2. Просто усваивает заглавие строй деталей, прибегая к условной терминологии:
«кубик» (куб), «кирпичик» (параллепипед), «крыша» (призма), «досочка» (пластинка) и пр.
Настольные игры типа «Лото», игры с картинами
1. Подбирает парные изображения из огромного набора предметных картинок, располагает их рядом.
2. При помощи взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (сначала из 2-ух, позже из 4).
3. Без помощи других работает с разрезными картинами: собирает целостное изображение из 2-ух схожих половинок («матрешка», «мяч», «огурчик», «апельсин», и т.п.).
Сюжетно-отобразительная игра
1. Разыгрывает с образными игрушками более развернутые сюжеты: кормление куколки, сборы на прогулку и пр.
2. Делает два поочередных сюжетных деяния с игрушкой: заворачивает куколку в пеленку и убаюкивает; моет куколке руки и сажает за стол; кормит из ложки, поит из чашечки и пр.
3. Делает более четкие игровые деяния с игрушками и предметами бытового предназначения. К примеру, подносит ложку от тарелки ко рту куколки, либо при ее купании трет губкой, кладет полотенце на лицо, ручки и другие части тела куколки.
Социальные контакты обогащаются на базе продолжающегося познавательного развития и ознакомления с окружающим.
1. Ребенок обнаруживает потребность в благожелательном внимании взрослого и общении с ним.
2. Ждет от взрослого общения по поводу действий с предметами, воплощения игровых планов, раскрытия новых параметров знакомых предметов и экспериментирования с ними.
3. Дорожит вниманием хоть какого взрослого и дружбой с ним.
Переживает, если появляются конфликты в отношении с близкими.
4. Проявляет свою волю в ситуациях «желаю» либо «не желаю», но просто откликается на «уговоры» взрослого проявить малость терпения, уступить в чем либо.
5. Чувственно предвосхищает результаты собственного деяния и деяния взрослого.
6. К 2 годам слово взрослого становится регулятором поведения малыша.
7. Ребенок в почти всех игровых ситуациях обнаруживает не только лишь свою инициативу, да и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям.
8. К 2 годам начинает проявлять некую сдержанность, умение «малость подождать», т.е. некую способность к простой самостоятельности и самоорганизации.
9. При соответственном воспитании может вступать в недолговременный контакт со сверстниками.
а). Ребенок следит за действиями других малышей, проявляет желание подражать им, делиться сладостями, докладывать о собственных переживаниях («желаю к маме», «боюсь волка» и т.п.).
б). Может испытывать ревность и даже проявлять негативизм, если контакт со сверстниками строится на противоречиях и осуждении малыша как личности. (Ни при каких обстоятельствах нельзя давать малышу подобные оценки, говоря «Все малыши отличные, а ты нехороший!»)
в). Посреди сверстников возникает «возлюбленный» товарищ (подруга), кому малыш симпатизирует.
г). Ребенок выяснит себя, знакомых взрослых и малышей на фото.
д). Знает свое имя, может именовать себя сам. К примеру, на вопрос: «Кто это сделал?» может ответить в 3-ем лице: «Коля сделал».
е). Запоминает имена близких (баба Катя, мать Оля и др.) и сверстников.
10. Осознает свою половую принадлежность: «мальчишка» либо «девченка».
Мальчишка проявляет больший энтузиазм к мужскому составу семьи, в особенности к человеку, владеющему традиционно-мужскими видами деятельности (починка техники, работа с молотком и отверткой и пр.). С наслаждением следит за работой старшего брата, отца, деда. Стремится войти в контакт с ними, вожделеет «помогать».
Девченка проявляет энтузиазм к шитью, вязанию, украшению дома и т.п.
Знакомство с миром вокруг нас
Имеет 1-ые представления о предметах и явлениях.
О самом для себя. Знает собственное имя, может высказываться о для себя в 3-ем лице. К примеру: «Коля желает гулять» либо «Дай Коле шарик» и т.п.
О собственном наружном виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Если ручки, а где у Если ножки?» (глазки, носик и т.п.).
О собственных действиях. Комментирует свои деяния. К примеру: «Коля моет ручки» (ест, играет, одевается, ест и т.п.).
О собственных желаниях.
Высказывает свои потребности. К примеру: «Коля желает лошадку» либо «Коля желает попить» и т.п.
О близких людях. Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: «Моя мать» (бабушка, сестра, брат и др.).
О еде (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.).
О блюдах (суп, каша, кисель и т.п.).
Об игрушках (мишка, зайка, куколка, машина, кубики, барабанчик и т.п.).
О предметах быта (стол, стул, кровать, чашечка, ложка и т.п.)
О личных вещах (полотенце, носовой платок, штанишки и т. п.).
О природе
(животные, живущие рядом: собака, кошка, рыбка, попугай и т.п.).
О домашних растениях (растения в горшках, цветочки в вуале).
О природных явлениях (солнце, дождь и т.п.).
О неких определенных ситуациях публичной жизни. Имеет представление о том, кем работает тот либо другой человек («дядя-доктор», «тетя-дворник» и т.п.)
Развитие речи:
1. Осознание речи.
а). Осознает маленький рассказ о недавнешнем прошедшем (куда прогуливались, что лицезрели, кого повстречали и т.п.).
б). Осознает речь, не сопровождаемую показом (знакомые ситуации, бывшие в опыте малыша).
в). Делает по требованию взрослого поручения, состоящие из 2—3 поочередных действий (возьми, принеси, положи и т.п.).
г). Знает заглавие частей лица (губки, уши, щеки и пр.) и тела (руки, ноги, спина) и др.
2. Активная речь
а). Активный словарь (слова, которые ребенок употребляет в своей речи) возрастает до 200—500 слов.
б). В 2 года умеет строить предложения из 2—3 слов.
в). Обладает выразительными средствами речи: может поменять интонацию, силу голоса, темп речи –при условии, что взрослый уделяет этому соответственное внимание.
г). Запоминает четверостишья, прямо за взрослым читает назубок возлюбленные потешки, слушает с энтузиазмом свои 1-ые сказки.
д). Проявляет энтузиазм к книжке; просит повторить возлюбленные произведения; вступает в диалог по поводу иллюстрации, рассматривая их в книжке.
Ползание и лазание
1. Переползает через бревно.
2. Влезает со страховкой на лесницу высотой 1—1,5 м. и слезает с нее.
Ходьба и бег
1. Отлично прогуливается во всех направлениях.
Держит равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке);
подымается по наклонной доске и сходит с нее;
заходит и сходит с опоры (высотой 12-15 см.);
Прогуливается по неровной дорожке, взбирается на бугорки, перешагивает канавки.
2. Пробует бегать в прямом направлении.
Катание, бросание
1. Катает мяч в паре с взрослым либо сверстником:
а) Кидает малый мяч вдаль (одной рукою).
б) Подбрасывает мяч ввысь 2-мя руками.
в) Кидает мяч вниз.
2. Без помощи других делает двигательные деяния с предметами на колесиках (каталки, машины, велик и пр.).
Общеразвивающие упражнения
Может делать упражнения с атрибутами (флагами, мячами, кольцами, обручами и пр.) для всех групп мускул, повторяя за взрослым либо следуя его инструкциям.
Подвижные игры
С радостью воспринимает предложение взрослого поиграть совместно.
Можно использовать игры:
«Проползти по мостику», «Собери кольца», «Догони веревочку», «Догони мяч», «Принеси игрушку», «Пойди – не свались», «Подымай ноги выше», «Передай мяч», «Брось подальше», «Брось мяч и догони», «Птицы машут крыльями» и др.
1. Проявляет рвение к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях.
2. При приеме еды садится за стол, знает предназначение столовых и чайных устройств: большая ложка — для первого и второго блюда; малая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).
2. Может обходиться без нагрудника.
3. При соответственном воспитании ест аккуратненько, не обливаясь, пользуется салфеткой.
4. В 2—2,5 года после приема еды полощет рот (при напоминании взрослого).
5. Моет руки до еды и вытирает своим полотенцем – «каждый пальчик» (при помощи взрослого).
6. Проявляет самостоятельность при раздевании и одевании.
7. Знает последовательность использования предметов одежки. В неких случаях нуждается в помощи взрослого (завязать шнурки, застегнуть молнию, пуговицы и пр.).
8. Без помощи других натягивает носочки, шапку, обувь (с маленький помощью взрослого).
9. Пользуется носовым платком (при напоминании).
10. Знает место одежки, обуви, посуды игрушек.
11. Убирает игрушки на место (при напоминании).
12. Держит под контролем свои физиологические потребности.
13. Эмоционально-положительно реагирует на новейшую одежку (прекрасную шапочку, бантик и пр.);
радуется, если его наряды замечают посторонние.
14. Дает для себя положительную оценку: «неплохой», «прекрасный», «большой» и т.п.
№12, 2005
Другие статьи этого создателя
Любовь Павлова:
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 4-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц десятый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 5-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 6-ой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц седьмой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц восьмой
Мы растем! все о развитии малыша: месяц одиннадцатый
Мы растем! Все о развитие малыша: месяц девятый
Мы растем! все о развитии малыша: месяц двенадцатый
Мы растем! Все о развитии малыша: триумф первого года
Мы растем! развитие малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3-х месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от года и 3мес. до года и 6 мес
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2-ух лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет
Фольклорная педагогика
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 до 3 лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Характеристики развития малыша 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Игры-занятия для малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мы растем! Ознакомление с окружающим малышей от 2,5 до 3,5 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мелкие исследователи