Доводилось ли вам встречать взрослых либо даже малышей школьного возраста, которые не умели бы читать? Навряд ли! Все дети, кто ранее, кто позднее обычно без особенных заморочек завладевают способностями чтения. При всем этом, пожалуй, ни одна область детского развития не связана с таким количеством легенд и различных предрассудков, как обучение чтению. Связано это с модой последних десятилетий на преждевременное развитие, принципно изменившее отношение к возможности малеханьких малышей обучению вещам, которые обычно числились доступными только школьникам. Чтение оказалось той сферой познаний, где заслуги малыша и его родителей смотрятся в особенности внушительно. С другой стороны, многие относятся к преждевременному обучению чтению плохо, полагая, что знакомить малышей с основами грамоты можно не ранее 6 лет. Спор меж консерваторами и сторонниками прогресса длится. Вот его аргументы.
Когда начинать?
Миф прогрессивный: Начинать учить малышей читать необходимо как можно ранее. В эталоне – уже на первом году жизни. При должном старании родителей, ребенок может научиться читать фактически тогда же, когда и гласить. Ведь в 1-ые годы жизни, когда мозг интенсивно вырастает и развивается, малыша без усилий можно обучить фактически чем у угодно.
Миф ограниченный: Ни при каких обстоятельствах нельзя учить малышей чтению ранее пяти-шести лет. Ранее возраста ребенок неспособен к звуко-буквенному анализу и просто автоматом запоминает слова, а означает, будет не осознанно читать, складывая буковкы в слоги и слова, а только угадывать написанное. У таких малышей в школе нередко бывают трудности с обучением русскому языку.
Миф ответственных родителей: если ребенок не умеет читать, это является свидетельством родительской безответственности. У рачительных родителей малыши начинают читать ранее, чем ходить!
По сути: не стоит учить малыша чему бы то ни было, в том числе и чтению, только для того, чтоб быть не ужаснее других родителей! Ни к чему, не считая слез, психических травм и разочарований это не приведет. Асоциируйте малыша только с ним сами, а не с другими детками!
По сути:Одного возраста начала обучения чтению, фактически говоря, не существует. Ребенок сумеет научиться обучаться читать тогда, когда его мозг будет к этому готов, а это находится в зависимости от огромного количества обстоятельств:
• Пола – девченки начинают читать ранее мальчишек
• Ведущей руки – левши и амбидекстры обучаются в другие сроки, чем правши
• Ведущего канала восприятия – визуалы становятся самостоятельными читателями ранее аудиалов и кинестетиков.
• Характера – гиперактивного шустрика труднее усадить за букварь, чем размеренного уравновешенного малыша.
Точно понятно, что не надо начинать знакомство малыша с письменной речью ранее, чем он обуяет устной. Как правило это происходит меж 2-мя и 3-мя годами. На это указывают последующие признаки:
• Малыш обладает достаточным словарными припасом, чтоб выразить свои мысли и потребности
• Гласит полными всераспространенными предложениями
• Не путает личные местоимения, времена глаголов, согласует меж собой части речи
• Верно выговаривает огромную часть звуков (малозначительные артикуляционные недостатки не являются препятствием для обучения чтению)
Принципиально: если у крохи есть суровые логопедические недостатки (задержка речевого развития, заикание, суровое нарушение артикуляции), проконсультируйтесь с логопедом до этого, чем начинать обучение.
Не стоит и очень затягивать с началом обучения уже поэтому, что, невзирая на все увещевания преподавателей, психологов и физиологов, неважно какая мало-мальски благопристойная школа дает предпочтение «абитуриентам», овладевших азами чтения. Другими словами, лучший возраст для начала обучения чтению – с учетом личных особенностей малыша – от 3-х до 5 лет.
Как учить?
Миф прогрессивный: обучение по букварю неэффективно и несовременно! Учить малыша читать необходимо по современным развивающим методикам (кубикам Зайцева, карточкам Домана, пособиям Монтессори, Тюленева, Никитина и т.д.). Только они могут обучить малеханького малыша читать стремительно и без насилия.
Миф ленивых родителей: когда ребенок научится читать без помощи других, родителям не надо будет повсевременно растрачивать время на чтение вслух.
По сути: даже освоив грамоту и научившись ложить буковкы в слова, кроха еще длительно, может быть не один год, будет нуждаться в вашем чтении. Ведь от первого слова до первой без помощи других прочитанной книжки расстояние не меньше, чем от первого шага до восхождения на Эверест.
Миф ограниченный: новомодные пособия учат малыша не читать, а угадывать! Обучаться необходимо по испытанным временем обычным азбукам и букварям, подходящим методическим советам и скоординированных с детсадовской и школьной программкой . Только по таким пособиям можно обучить малыша, не навредив ему.
По сути: Безупречных пособий фактически не существует. И, если создатель той либо другой методической разработки утверждает, что только его пособие можно использовать для обучения чтению – это менее, чем маркетинговый ход. Самое разумное – заблаговременно ознакомиться со всеми существующими методиками и соединять те их элементы, которые кажутся вам более применимыми и нравятся вашему малышу.
Почти все зависит и от возраста. Так, к примеру, детям от 2-ух до 4 лет можно давать в качестве игрушек магнитную азбуку и демонстрировать карточки с написанными на их словами, а детям от 4 до 5 больше подходят классические буквари в сочетании со складовыми кубиками Зайцева.
Направьте внимание: если та либо другая методика категорически не подходит ребенку, вы расслабленно сможете поменять ее на всякую другую. Но не стоит повсевременно кидаться из крайности в крайность: так вы только собьете малыша с толку и навечно отодвинете тот счастливый денек, когда он прочитает свое 1-ое слово.
Зачем учить?
Все буковкы знает, а не читает – означает ленится!
По сути: мелкие малыши нередко запоминают заглавие букв, как запоминают наименования всех других предметов либо явлений, но еще не понимают, что с ними необходимо делать. Пока малыш не понимает, что буковкы необходимы для обозначения звуков, он не сумеет научиться читать. Вероятнее всего, он еще пока просто не дорос до обучения чтению.
Миф прогрессивный: обучение чтению содействует развитию всех отделов мозга, сформировывает межполушарные связи. Чем ранее ребенок научится читать, тем выше будет его ум, тем огромных фурроров он сможет достигнуть в жизни.
По сути: вправду, обучение чтению является массивным стимулом для развития ума, но далековато не единственным. Рисование, пение, катание на велике либо плавание не в наименьшей степени содействуют развитию мозга. С другой стороны, раннее и чрезвычайно насыщенное обучение активизирует работу левого полушария, отвечающего за абстрактное мышление, подавляя деятельность правого, «творческого.
Миф ограниченный: уметь читать необходимо, чтоб отлично обучаться в школе.
По сути: непременно, без беглого чтения нереально обычное обучение, но было бы неправильным считать это единственным мотивом для ранешнего обучения чтению.
Уметь читать необходимо, сначала, для того… чтоб читать. Письменная речь – форма коммуникации, без которой невообразима наша цивилизация, и, чтоб нормально существовать в социуме, хоть какому человеку нужно ей завладеть.
Материал предоставлен журнальчиком «Мой маленький»