Следя за поведением детей, преподаватель Николай Зайцев увидел, что они никогда не произносят буковкы раздельно, чтоб позже соединить их в слоги. Есть версия, что обычный принцип обучения чтению расчленяет цельную речь на искусственные элементы — буковкы. Зайцев считает, что такая методика плохо отражается на формировании речи и закрепощает детей в их содействии с родным языком.
Программка Николая Зайцева создана для малышей старше 3 лет. Создатель советует отрешиться от обычного принципа овладения
чтением — как от технологии неэффективной, и негативно отражающейся на развитии, в целом. Все его пособия — таблицы, «Кубики Зайцева» — основаны на игре, которая является естественной деятельностью малышей. Малыши с огромным наслаждением играют в эти пособия — сами, с родителями, либо в группе. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Раздела, посвященного исследованию букв, в методике нет. Склад — это пара из согласной с гласной, либо из согласной с жестким либо мягеньким знаком, либо же одна буковка. Пользуясь этими складами (любой из их находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Кубики различаются по цвету, размеру, издают различные звуки. Они бывают стальные и древесные. Эти особенности помогают детям
ощутить разницу меж гласными и согласными, гулкими и мягенькими. Детям 3,5-4 лет методика дает возможность научится читать на первых же упражнениях, а детям от 1 года — начать гласить и читать сразу.
Для освоения слогов создатель предлагает слушать, манипулировать слогами и петь их уже с детишками 3-4 лет, используя кубики с изображенными на их сочетаниями букв: «БА», «БЕ», «БИ» и т.д.. Спец по преждевременному развитию Лена Данилова адаптировала методику Зайцева, сделав её еще больше игровой. Она исключила занятия по таблицам, больше внимания уделила кубикам. В этом формате она предлагает использовать методику Зайцева для малышей с полутора лет.
Достоинства методики Зайцева:
- ребенок в игровой форме сходу запоминает склад, сочетание букв, ему
не надо разламывать голову над тем, как прочитать рядом стоящие Б и А,
малыш не спотыкается и стремительно осваивает чтение;
- занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сходу и на всю жизнь
застрахован от глупейших ошибок (к примеру, никогда не напишет
“жыраф” либо “шына”);
- кубики Зайцева позволяют учить малыша чтению с
полугодовалого возраста. Да и в 5 лет не поздно начать заниматься. Система
не привязана к определенному возрасту;
- если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ,
система Зайцева может стать специфичной “скорой помощью”.
Недочеты методики Зайцева:
- логопеды и дефектологи молвят о том, что дети, выучившиеся читать
“по Зайцеву”, нередко “проглатывают” окончания, не могут разобраться в
составе слова (ведь они привыкли разделять его только на склады и
никак по другому);
- малышей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают
проходить фонематический разбор слова и учитель просит выкладывать
слово на карточках: гласный звук — красноватая карточка, гулкий согласный
- голубая, глухой согласный — зеленоватая; в методике Зайцева звуки
обозначены совершенно другими цветами;
- пособия Зайцева может позволить для себя не любая семья, при этом
удешевить обучение вам навряд ли получится, даже если вы будете делать
кубики без помощи других;
- пособия необходимо склеить, на это уйдет не один вечер.
Веб-сайт Николая Зайцева
http://www.metodikinz.ru/
Центры, работающие по методике Зайцева