Продолжение. Начало статьи см. № 2, 2006 г.
В прошлом номере мы ведали, что в возрасте от 2 до 3 лет в ребенке зарождается потребность реализации собственного «Я» в практической самостоятельности и что необходимо делать родителям, чтоб вырастить гармоническую личность, формирование которой как раз и начинается в этом периоде. Чтоб четче сориентировать в обилии задач, стоящих перед родителями, мы хотим предложить вашему вниманию программку развития и воспитания малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев.
Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, канд. психол. наук
Ведущие полосы развития
Познавательное развитие
Игра
Соц развитие
Речевое развитие
Эстетическое развитие
Моторное развитие
Воспитание культурно-гигиенических способностей
ИЗО
Музыка
Педагогическая направленность
Сенсорное воспитание.
Развитие действий с предметами.
Конструирование
Сюжетно-ролевая игра
Познавательное развитие в процессе общения
Ознакомление с окружающей средой и развитие речи
Рисование.
Лепка
Прослушивание музыки.
Пение.
Танец
Развитие главных движений
Способности в быту
Деяния с предметами
1. Учить малыша более тонко дифференцировать форму, цвет, величину предметов, также учесть особенности материала (фактуру, массу, звуковые характеристики), количественное соотношение деталей, положение в пространстве.
2. Улучшать деяния с предметами, ориентируясь на два характеристики сразу.
3. Собирать одноцветные, а потом разноцветные пирамидки из 4-5 колец, располагая их по убывающей величине.
4. Составлять пирамидки из шаров, кубов (1-го размера).
5. Разбирать и собирать трехместную матрешку, совмещая набросок на ее частях.
6. Составлять башенки из 3-х одноцветных поочередно уменьшающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и др.)
7. Продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
8. Поощрять внедрение предметов- орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения ребенком практических задач. (Доставать палочкой закатившийся мяч, позвонить в колокольчик, дергая за ленточку и т.п.)
Конструирование
1. Продолжать приобщать малыша к конструированию обычных конструкций (домик с заборчиком, дорожка со скамейкой и т.п.).
2. Через разыгрывание взрослыми знакомых сюжетов (к примеру, матрешка гуляет по дорожке, машины движутся по дороге, въезжают в ворота и т.п.).
3. Обогащать игру малыша игровыми сюжетами в строй играх, делая упор на наблюдения реальных ситуаций в ежедневной жизни.
1. Продолжать содействовать развитию сюжетно-отобразительных игр:
а) обогащать малыша колоритными, запоминающимися впечатлениями при ознакомлении с окружающим;
б) сюжеты, виденные в жизни, воплотить в действиях с игрушками, картинами (различные машины на улице, работа торговца в магазине, работа подъемного крана на стройке, работа по озеленению дворов и т.п.);
в) подбирать художественную литературу на сюжеты игр малыша, обогащать видами художественного слова.
2. Поощрять подмену либо обозначение игровых действий словом (к примеру, «чик-трак» — открывание замочка, «Ш-ш-ш» — мытье рук под струей воды и т.п.).
3. Производить педагогическую поддержку игры по ходу развития игрового сюжета.
4. Сформировывать умение играть не только лишь рядом, да и совместно с другим ребенком.
1. Поддерживать рвение малыша действовать самому: развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»), развивать уверенность внутри себя, в собственных силах («Я могу!», «Я хороший»).
2. Вдохновлять малыша к игре рядом со сверстниками, не мешая друг дружке. Потом приучивать к игре совместно, осуществляя общий игровой план.
3. Обогащать малыша совместными впечатлениями со сверстниками, проводя для малышей игры, инсценирование потешек, рассказывание сказок, прослушивание музыкальных фрагментов и т.п.
4. Содействовать появлению у малыша совместных с другими детками эмоций.
5. Помогать вступать в контакты со сверстниками, находя общие интересы.
Обеспечивать моральную поддержку (ласку, одобрение), благожелательное внимание.
6. Своим примером демонстрировать эталон отношений людей в обществе (симпатия, сострадание, уступчивость, умение помогать, обучить, обожать людей и т.п.).
7. Учить простым методам общения, умению обратиться с просьбой, обменяться игрушкой с другим ребенком и т.п.
Ознакомление с окружающим
1. Развивать в ребенке человечные чувства: благожелательное и бережное отношение ко всему живому.
2. Показать общественную значимость неких профессий: доктор – вылечивает, машинист – ведет поезд, дворник – подметает и т.п.
Узнавать профессии людей, изображенных на картинке.
1. Продолжать сформировывать познания малыша об внешнем мире (дается то, что ребенок может конкретно следить):
О человеке – его физических особенностях (черты лица – глаза, нос, рот; строение – голова, руки, ноги и пр.);
его действиях (прогуливается, поет, пляшет и т.п.;
физических (утомился, проголодался) и чувственных состояний (ужаснулся, обрадовался и т.п.).
Сформировывать осознание отношений в окружающем со взрослыми и детками («Большие и маленькие»): малыши должны слушаться взрослых, подражать им, помогать и т.п.
1. Познакомить малыша с животным миром:
а) домашними питомцами;
б) жителями леса (заяц, лиса, медведь, волк).
Отметить особенности их внешнего облика, нрав поведения;
в) экзотичными животными, прибегая к картинам и игрушкам (слон, обезьянка, крокодил и др.).
5. Узнавать на картинах животных, знакомых ребенку, запоминать их наименования.
Развитие речи
Вдохновлять к диалогу на близкие темы из личного опыта.
Продолжать знакомить с миром вокруг нас, расширять осознание речи взрослого в процессе наблюдений, игр, чтений, рассказывания.
Сформировывать грамматически правильную речь, ее звуковую культуру.
Познакомить малыша с различными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой.
Поддерживать проявление энтузиазма к ним.
1. Рисование
а) Учить малыша штрихами и мазками изображать явления мира вокруг нас (дождик — «кап-кап», топают ножки – «топ-топ» и др.);
б) делать картинки персонально и в сотворчестве с матерью («снег», «листья на деревьях» и др.);
в) учить проводить прямые и замкнутые полосы как простые элементы рисунка;
г) учить отрисовывать карандашами и красками (гуашь);
д) вызывать чувственный отклик на калоритные цвета красок. Передавать при помощи красок знакомые образы («огни города», «фонарики» и т.п.).
2. Лепка
а) знакомить со качествами пластилина (мягенький, может поменять форму);
б) учить приемам лепки: раскатывать комочки радиальными и прямыми движениями ладоней, сплющивать меж ладоней;
в) учить лепить предметы обычный формы (шарики, ягоды) и сложной (к примеру, пирамидки, грибы и др.).
1. Рисование
2. а
1. Прослушивание музыкальных произведений:
а) развивать умение вслушиваться в музыку;
б) предлагать для прослушивания размеренные о бодрящие мелодии – песни и пьесы;
в) различать звучание инструментов (дудочки и барабана).
2. Пение
Развивать умение подпевать окончания музыкальных фраз и повторяющиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента.
3. Танец
а) Учить малыша передавать в движении бодренький и размеренный нрав музыки.
б) Ритмично ходить, поменять ходьбу на бег, подпрыгивания. Двигаться с погремушкой и бубном и пр.
в) Учить, в танце двигаться по кругу, держась за руки.
Делать движения по тексту хороводной игры либо песни.
Взрослый обеспечивает достаточную двигательную активность малыша в течение денька: проводит общеразвивающие и игровые упражнения, подвижные игры, гимнастику, двигательную прогулку и др.
Главные движения
Ходьба
Учить ходить за взрослым в данном направлении, поменять направление, перешагивать через препятствия, действовать по сигналу.
Бег
Бегать за взрослым, удирать от него, бегать в различных направлениях.
Прыжки
а) прыгать на 2-ух ногах на месте либо немного продвигаясь вперед;
б) подпрыгивать ввысь, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук малыша.
Игры: «Позвони в колокольчик», «Прыгай как мяч» и др.
Ползание
Проползать на четвереньках 3 — 4 м; проползать через вертикально стоящий обруч.
Игры: «Доползи до игрушки», «Не задень колокольчик» и др.
Бросание и ловля
Скатывание мячей с горки, катание мячей друг к другу 2-мя и одной рукою. Игры: «Мяч в кругу», «Попади в ворота» и др.
Учить катанию на велике (трехколесном), педальной машине и пр.
Развивать посильную самостоятельность малыша во всех режимных моментах:
а) одевании;
б) раздевании;
в) умывании;
г) приеме еды.
1. Без помощи других одевать рубаху, платьице, штанишки.
При сборах на прогулку вдохновлять одевать без помощи других шапку, куртку.
2. При раздевании учить расстегивать пуговицы, развязывать завязки, шнурки.
3. Воспользоваться носовым платком, зубной щеткой, расческой (по напоминанию и под контролем взрослого).
4. Учить после пищи полоскать рот.
5. Учить застегиванию и расстегиванию пуговиц, использованию застежкой «молния», шнуровкой.
6. Приучивать впору докладывать о физиологических потребностях.
№03, 2006
Другие статьи этого создателя
Любовь Павлова:
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 4-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц десятый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 5-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 6-ой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц седьмой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц восьмой
Мы растем! все о развитии малыша: месяц одиннадцатый
Мы растем! Все о развитие малыша: месяц девятый
Мы растем! все о развитии малыша: месяц двенадцатый
Мы растем! Все о развитии малыша: триумф первого года
Мы растем! развитие малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3-х месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от года и 3мес. до года и 6 мес
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2-ух лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет
Характеристики развития малыша 2-ух лет
Фольклорная педагогика
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 до 3 лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Характеристики развития малыша 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Игры-занятия для малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мы растем! Ознакомление с окружающим малышей от 2,5 до 3,5 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мелкие исследователи