Я кушать не хочу. Ошибки

В прошедшем номере журнальчика вы уже начали знакомство со статьей Евгения Комаровского. Напомним, что предпосылки отвратительного аппетита у малыша могут быть самыми различными: от невозможности есть (тугая грудь, затрудненность глотания, непереносимость какого-нибудь продукта и т.д.) и заболевания до неверного стиля жизни семьи. Совет доктора такой: не заставлять есть против воли, а узнать, что все-таки случилось с малышом. Но предки время от времени лицезреют болезнь там, где ее нет. Таким макаром, самое простое разъяснение отвратительного аппетита, который, просто говоря, необходимо «нагулять», подменяется рачительными мамами и папами поиском несуществующих обстоятельств.
Евгений Комаровский
Педиатр, кандидат мед наук

http://www.komarovskiy.net/

Традиционные ошибки
Ребенок не может поменять стиль жизни без помощи других. Это просит определенных и больших усилий от родителей. Но, создав все условия для того, чтоб ребенок энергию не растрачивал, родственники искреннее огорчаются отсутствию у дитя аппетита. И пробуют не замечать тривиального, действуя в 3-х направлениях: отыскивают у малыша заболевания, пробуют успокоить свою совесть, накормив дитя «хоть какой ценой», и апеллируют к нормам.
Поиск заболеваний
Чуть-чуть повторимся: резкое понижение аппетита либо полный отказ малыша от пищи появляются только при очень томных, продолжительно текущих и небезопасных болезнях. И понижение аппетита при всем этом только один из бессчетных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, доктор не лицезреет никакой патологии при осмотре малыша, нет конфигураций в стандартных анализах крови и мочи, но кое-где таится сокрытая болезнь, выраженная так, что это приводит к потере аппетита, — совсем нереальна.
Все же понять тот факт, что отказ от пищи обоснован «ненормальностями» системы воспитания очень трудно — это равносильно тому, чтоб признать свою родительскую несостоятельность либо, что еще труднее, пересмотреть сложившуюся в определенной семье систему актуальных ценностей. Встать пораньше и совместно с ребенком заняться гимнастикой… Заместо просмотра очередной мелодрамы, походить перед сном… Провести выходной не на диванчике, а на природе… Это очень тяжело. Этим и заниматься не очень охото. Это не с нами что-то не так, это с ним неудача.
К доктору! Вероятен таковой диалог: — Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть ли не вырвало. — Так может он не голодный? — Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит никогда. Он наверное болен. Очень болен!
Ситуация заключается в том, что:
не всякий доктор отыщет внутри себя силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска заболеваний;
указания на то, что нужно жить по-человечески, а не дитя насиловать, быстрее, приведут к поиску другого доктора, чем к реальной корректировки стиля жизни;
при отсутствии реальных жалоб, возможность обнаружения при осмотре малыша тяжкой сокрытой заболевания — очень мала;
всегда могут посодействовать анализы и обследования.
Это излечится трудно, а отыскать болезнь, при современном уровне развития медицины, — тривиально. Вот и возникают на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой — дозволяющие расставить точки над «i», обозначить присутствие типо заболевания и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.
Проще всего сдать анализ кала — в нем обитает огромное количество микробов, количество какой-либо непременно выйдет за отведенные ей нормы, тогда и станет ясно, что у дитя «ужасный дисбактериоз» (нарушение баланса микробов, заселяющих кишечный тракт). Можно мазок из гортани взять: у 80% людей там живет стафилококк — чем же не болезнь! Если произвести ультразвуковое исследование печени, а перед этим безотступно направить внимание доктора на полное отсутствие аппетита, появятся, полностью реальные шансы найти дискинезию желчевыводящих путей (нарушение функции желчевыводящих путей, отвечающей за поступление желчи в желудочно-кишечный тракт)… Список таких заболеваний велик и полностью способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.
А можно и не находить. Можно направить внимание на заболевания реально имеющиеся, коих у возлюбленного современного дитя довольно — аллергии, приобретенный тонзиллит , аденоиды , нередкие простуды и т.д. и т.п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи меж этими заболеваниями и аппетитом нет, но косвенных связей — сколько угодно. Ну и как им не быть: неподвижный стиль жизни, недостаток свежайшего воздуха понижают не только лишь аппетит, да и общие припасы здоровья.
Кормление «хоть какой ценой»
Кормление «хоть какой ценой» — часто встречающийся метод решения заморочек с пониженным аппетитом, родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задачка — сломить сопротивление не желающего есть малыша, а тактические приемы — очень и очень многообразны.
Перевоплотить процесс пищи в процесс игры: ложка — автомобиль, а рот — гараж, у-у-у — поехали…. Отвлечь: чтение книжки, параллельный просмотр возлюбленного мульта, пение бабушки, танцы дедушки. Пообещать заслугу за пустую тарелку: прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк. Пригрозить: вот не буду тебя обожать, вот придет папа с работы, ты у него получишь и т.д. во огромном количестве вариантов.
Печальность таковой ситуации состоит, сначала, в том, что аппетит — это ведь не только лишь желание есть, это отражение самой способности, готовности организма к перевариванию еды. Накопились желудочный и пищеварительный соки, разделались с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного узкий кишечный тракт — вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие разумеется — значимая часть без аппетита съеденного, толком не переваривается и не усваивается. И формируется типичный замкнутый круг — система пищеварения перегружена излишней пищей, а дитя продолжают интенсивно подкармливать, жалуясь при всем этом на отсутствие аппетита.
Нормы
Теоретической основой и поиска заболеваний, и рвения во что бы то ни стало дитя накормить очень нередко является неверная трактовка понятия «нормы». Ребенок бодр и весел, но вот в книжке написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. «Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в день, а у нас 4 с трудом выходит…». «На баночке со консистенцией ведь ясно обозначено: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал». И все перечисленное — реальные поводы для переживаний и суеты.
Необходимо знать, что нормы нацелены все-же на некоего среднего малыша. Абстрактную цифру нельзя принимать и рассматривать изолировано, без учета личных особенностей конкретно вашего дитя. Признаки здоровья явны — физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни определенного малыша.
Очередной нюанс — народные представления о нормальности либо ненормальности малыша. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочки и прохожие на улице имеют собственные представления о том, как должно смотреться сытое и здоровое дитя. Это было бы не так грустно, если б не другая сторона вопроса — вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мировоззрение при для себя, а охотно делятся им с родителями малыша. Фразы: «какой он у вас худой» либо «вы что, его не кормите?!» — способны не только лишь породить сомнения у самых адекватномыслящих родителей, да и побудить их к немедленным действиям по откармливанию «злосчастного» малыша.
Избирательный аппетит
Сущность трудности избирательного аппетита заключается в том, что ребенок предпочитает определенные продукты — их он ест с аппетитом, от других — отрешается.
На первом году жизни избирательный аппетит очень нередко отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие малыши в возрасте 6-10 месяцев категорически отрешаются от овощных блюд, предпочитая им молочные, — такая ситуация полностью естественна, может быть обоснована завышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего конкретно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток обязательно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест.
Принципная особенность людской цивилизации, в отличие от животных, состоит к тому же в том, что поглощение еды из процесса на биологическом уровне нужного трансформировалось в один из самых фаворитных методов получения наслаждения.
Ребенок может не возжелать обедать, так как отсутствует естественная потребность в еде, но охотно согласится съесть чего-нибудть сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообщем, от шоколадки не достаточно кто отрешается…
Когда же аппетит все-же находится, а у дитя при всем этом имеется возможность выбора меж супом, колбасой и манной кашей, то ребенок дает предпочтение совсем определенным продуктам. Предки нередко поощряют такое положение вещей (пусть ест, что желает, только бы ел), а позже горько пеняют — мол, наш, не считая жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет…
Следует увидеть, что в подавляющем большинстве случаев неувязка избирательного аппетита надумана, не имеет в собственной базе мед заморочек и совершенно точно обоснована педагогическими факторами.
Если вы, конкретно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не желает, то самое мудрейшее решение — не ругать, не причитать, а умиротворенно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лечущее средство», в 100% случаев решающее делему избирательного аппетита, — это чувство голода. Принципиально только, чтоб через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не желает? Означает, еще не нагулялся. Сложность этого исцеления — состояние здоровья того, кто кормит. Сплошь и рядом, после 2-ух попорядку отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку.
Еще одна неувязка — когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой пищи, а в выборе метода поглощения еды. Не желает ложкой есть кашу либо пить кефир из чашечки — только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но без помощи других взять в руки ложку отрешается наотрез. И в данном случае чувство голода способно посодействовать.
Личный случай избирательного аппетита — пища в промежутках меж пищей. Если в доме просто найти сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале меж обедом и ужином дитя полностью может обеспечить для себя достаточный припас калорий для того, чтоб пропала потребность не только лишь в ужине, да и в завтраке. С одной стороны, полезность такового питания очень непонятна. С другой — в этом нет ничего небезопасного, но при условии, что предки не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами традиционные ошибки (заставлять есть, находить заболевания и т.д.). Если отсутствие аппетита настоящая неувязка, следует сделать все, чтоб в промежутках меж кормлениями пища ребенком не обнаруживалась.
Итоги
Отказ малыша от пищи, ни в коем случае нельзя принимать, как трагедию. Не беспокойтесь — организм человека на биологическом уровне адаптирован к тому, чтоб не принимать еду в течение нескольких дней.
Это взрослые превратили пищу в привычку, в наслаждение. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто поэтому, что время пришло, поэтому, что с юношества внушили: нужно! Детский организм, еще не испорченный нормами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрейшим и целесообразным.
Главный закон — количество пищи эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона — аппетит. Одурачить природу можно, превратив пищу или в привычку, или в метод получения наслаждения. Но это путь совершенно точно неверный, ненатуральный, способный, как это ни грустно, стимулировать появление заболеваний.
Нельзя управляться инстинктами. Нельзя подкармливать малыша только поэтому, что его родственники испытывают потребность подкармливать. Не нужно находить заболевания. Не нужно строить тему пищи в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему нужно есть.
Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, мед справочники и книжки по детской кулинарии. Оторвитесь от телека. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежайшим воздухом — это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про пищу. Ребенок сам вспомнит, сможете не колебаться. И все станет на свое место. И ваше подсознательное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет отлично.

№04, 2004

Другие статьи этого создателя

Евгений Комаровский:
Дорога к горшку
Я есть не желаю… Предпосылки отвратительного аппетита
Экспериментальная эпидемиология
Что такое «различное питание» и кому оно нужно?
Болезнь перевернутого режима
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским
Вопросы и ответы с медиком Комаровским

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>