Любовь Павлова
Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство»
им. А.Б. Запорожца, к. психол. н.
«Дыбочек, дыбок,
Нашей деточке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Приговариваете вы, лаского поддерживая и прижимая к для себя малыша.
«Милый ребенок, сколько же счастья ты подарил нам, взрослым, за 1-ый год собственной жизни. Ты обучил нас быть терпеливыми, мудрейшими, милосердными… Как мы жили без тебя, дитя, до твоего рождения?»- невольно думаете Вы…
Пройдены 12 ступеней детского юношества, и можно только удивляться тем сказочным метаморфозам, которые произошли с ребенком за эти 12 месяцев. Немощный несмышленыш, который мог только своим кликом взывать к сочувствию, перевоплотился в активного, подвижного, говорящего, любопытного малыша, имеющего свои интересы в внешнем мире. И мы ясно начинаем осознавать — ни хлебом единым живет это крошечный человечек. Зание окружающего составляет сущность его духовного, чувственного и духовно-познавательного существования: открывая глазки каждое утро, дитя готово к новым свершениям… Ребенок упрямо завоевывает все новые и новые высоты. Малыш не умеет жить по-другому, его активность в поиске неизведанного и освоения окружающего не имеет границ. Она ориентирована, сначала, на вас, так как кроха не может выполнить ее без вашего роли.
И еще, пожалуй, самое главное, ребенок научился обожать этот мир и вас. Он любит вас! Да, да! Любит лаского и трогательно. Дитя не отделяет себя от матери, от взрослого, ухаживающего за ним. Потому малыш скучает, если не лицезреет в вас поле зрения.
Задумаемся, за что все-таки малыш любит и почему так привязан к маме, отцу, бабушке? Дитя тяготеет к взрослому не только лишь поэтому, что тот его кормит и поит. Нужным человеком становится тот, кто «открывает» ребенку мир, кто принуждает удивляться, отрадно переживать, смеяться, беспокоиться, а время от времени — рыдать, настораживаясь при встрече с новизной окружающего. Проще говоря, тот, кто занимается и играет с малышом, уделяет ему больше внимания, но это не совершенно так, хотя и безусловно. Приоритетным для малютки становится тот, кто ему более «созвучен», кто сохранил внутри себя самом черты юношества, т.е. способен не только лишь обожать бескорыстно, да и как ребенок удивляться миру. Обычно, эти люди воспринимают малыша самым расчудесным и величавым творением Природы, подаренным человеку как удовлетворенность материнства и отцовства. Они могут «наслаждаться» своим ребенком в хоть какой момент его юношества.
Пусть период младенчества закончился. Впереди еще настолько не мало нового и красивого в разговоре, контактах, игре с малюткой. Вам нужно подарить малышу удовлетворенность ранешнего юношества, в которое дитя вступает после года.
Очень принципиально, с какими фуррорами в развитии, отпрыск либо дочь подошли к концу младенчества, так как этот период жизни, становится фундаментом грядущего малыша.
Вспомним (ранее мы об этом писали), что за обычное развитие спецы в области ранешнего юношества принимают формирование у малыша умений, с допустимым отклонением от сроков в границах 15 дней, т.е. у малютки есть еще в припасе полмесяца на улучшение собственных способностей и первых познаний.
Предлагаем вам легкий тест для проверки обретенных умений вашего малыша, который можно провести на 15—16 денек после его первого денька рождения, т.е. после 1-го года. Направьте внимание, что он включает все ведущие полосы развития, а оценка складывается из баллов. Характеристики теста рассчитаны на среднего малыша. Эта проверка покажет, как вам удалось воплотить самоценность младенчества крохи.
Но не относитесь очень серьезно и строго к оценке собственного малютки. Не все малыши могут сходу овладевать способностями, и, как справедливо отмечают детские психологи, хоть какой тест — это только условность, которая до конца никогда не открывает всю гамму высших способностей, заложенных в ребенке, его личного самовыражения.
В конце концов, если вам что-то не удалось, то не отчаивайтесь, все еще можно нагнать опытным подходом к малышу. Ведь он умница, так как рожден на свет человеком, с человечьим мозгом и большенными возможными способностями. Поверьте, — все красивое у него и у вас еще впереди.
Оценки развития малыша 1-го года
Ситуация тестирования
Ведущие полосы развития
Познавательное развитие
Соц развитие
Речевое развитие
Моторное развитие
Взрослый следит за ребенком в периоды бодрствования, в моменты общения с малышом. Стремится приблизить тестовые ситуации к обычным условиям игрового взаимодействия с ребенком.
Цель. Составить преставление об личных особенностях малыша, его предпочтениях, чувственных проявлениях, соц контактах со взрослыми и детками. А так же, о его познавательной активности, сенсорном развитии, уровне развития предметных действий (ознакомительной игры), речевых реакциях и локомоций (двигательная активность).
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами
Аспекты оценки
Эмоциональное воспитание в процессе общения
Аспекты оценки
Развитие предварительных шагов речи
Аспекты оценки
Развитие общих движений
Аспекты оценки
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1. Проявляет живой энтузиазм к окружающим предметам и игрушкам. Подражая взрослому, употребляет их функционально верно, т.е., машинку катает, куколку убаюкивает, собачку кормит и т.п.
2. Замечает новый предмет, игрушку, отлично ориентируясь на ее цвет, форму либо величину.
3. Удачно делает задания двигательного нрава с дидактическими игрушками: ставит кубик на кубик, опускает шарики в отверстия коробки, снимает и одевает на палочку колечки пирамидки, открывает матрешку, накладывает в миску цветные колечки, вынимает грибочки из панельки и т.п.
4. Способен перенести знакомые многофункциональные деяния в новейшую ситуацию. К примеру, знает как подкармливать куколку (подносит ко рту тарелочку), вожделеет так же покормить мишку и т.п.).
5. Может повлиять предметом на предмет, к примеру, притянуть за веревку колокольчик и позвонить, либо потянуть за уголок салфетку и приблизить к для себя зайку, мишку, и т.п.
6. Находит куколку либо мячик, закрытые простынкой, методом ее стягивания.
7. Способен 3-5 минут заниматься с увлекательной игрушкой, не переключаясь на другие предметы.
8. Имеет возлюбленную игрушку.
9. Интенсивно откликается на предложение взрослого поиграть совместно.
10. Способен прямо за взрослым повторять его деяния либо движения, т.е. завладевает «разученными» действиями по подражанию («Ладушки», «Прятки» и др.).
Примечание. Высший оценочный балл по одному показателю – I. Высший оценочный балл общего развития – 10.
Общение со взрослым
1. Потребность в разговоре со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом со взрослым; нередко ступает в контакт).
2. Общение на эмоционально-личностном уровне. Осознает слово «нельзя» и верно на него реагирует.
3. Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с предметами.
Общение с детками
4. Спокоен в детском обществе (неконфликтен).
5. Положительно реагирует на других малышей (проявляет к ним энтузиазм, улыбается, дает игрушку, смеется и т.п.)
6. Способен играть «рядом», находясь в обществе сверстников.
Примечание. Высший балл по одному показателю – I.
Высший оценочный балл общественного развития – 6.
Осознание речи
1. Осознает воззвание по имени.
2. Делает отдельные поручения по слову взрослого: «дай мне», «положи», «возьми» и т.п.
3. Осознает наименования многих окружающих предметов и действий с ними: «будем мыться – возьмем мыло»; «будем есть – возьмем ложку» и т.п.
Этапы активной речи
1. Вокализирует, пользуется мимикой, жестом.
2. Просто подражает новым слогам, повторяя их за взрослым.
3. Употребляет лепетную речь: активный словарь – 6-10 слов (мать, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ и т.п.)
Примечание.
Высший балл по одному показателю – I.
Высший оценочный балл речевого развития – 6.
1. Отлично ориентируется в пространстве.
Ползает стремительно и в различных направлениях, временами встает у опоры.
2. Перебегает от ползания к вертикальному перемещению: встает на ножки и перебегает от опоры к опоре.
3. Может пройти не присаживаясь пару шажков без помощи других.
Примечание.
Высший балл по одному показателю – I. Высший оценочный балл моторного развития – 3.
Оценка тестирования
Делается по четырем ведущим линиям развития. При всем этом высший оценочный балл по одному показателю составляет «1». Единице соответствует высший показатель навыка либо умения с оценкой «устойчивый» (в таблице Аспекты оценки, колонка – 1).
Оценке «неустойчивый навык» соответствует «0,5» балла (в таблице Аспекты оценки, колонка – 2).
Оценке «навык отсутствует» соответствует «0» баллов (в таблице Аспекты оценки, колонка – 3). Любая линия развития имеет собственный высший оценочный балл. Наибольшая оценка тестирования равна 25.
№11, 2004
Другие статьи этого создателя
Любовь Павлова:
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 4-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц десятый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 5-ый
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц 6-ой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц седьмой
Мы растем! Все о развитии малыша: месяц восьмой
Мы растем! все о развитии малыша: месяц одиннадцатый
Мы растем! Все о развитие малыша: месяц девятый
Мы растем! все о развитии малыша: месяц двенадцатый
Мы растем! развитие малыша от 1 года до 1 года и 3 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года до 1 года и 3-х месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 3-х мес. до 1 года и 6-и мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от года и 3мес. до года и 6 мес
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес.
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 мес. до 2-ух лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 1 года 9 месяцев до 2-ух лет
Характеристики развития малыша 2-ух лет
Фольклорная педагогика
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 до 3 лет
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Характеристики развития малыша 2 лет 6 месяцев
Мы растем! Все о развитии малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Мы растем! Игры-занятия для малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мы растем! Ознакомление с окружающим малышей от 2,5 до 3,5 лет
Мы растем! Задачки воспитания малыша от 2 лет 6 мес. до 3 лет
Мелкие исследователи